Татьяна Морозова: Надеемся на лучшее. Хочется верить, что село начнет возрождаться

В Гришинской основной школе сейчас учится всего 9 детей, считая и дошкольную группу. Школа, как говорится, малокомплектная. Тем не менее, ее ученики систематически побеждают и во всевозможных муниципальных конкурсах, и даже в региональных. Как это удается, и каковы в целом перспективы таких школ – об этом мы и поговорили с Татьяной Николаевной Морозовой.

Я – местная

– Я – местная, после школы окончила Старицкий педагогический колледж, а затем вернулась домой, стала работать в Гришинской основной школе. Сначала преподавателем начальных классов, потом преподавателем математики. Стаж – уже 21 год. Почему вернулась? Ну, во-первых, тогда была еще сильна инерция советских времен, когда возвращаться после обучения в родные места считалось чем-то вполне нормальным и естественным. Но было и во-вторых: дома меня ждал жених, так что, вернувшись, я вышла замуж, и сейчас у нас двое детей. Старший сын по окончании школы получил среднее профессиональное образование при Великолукской сельхозакадемии и сейчас служит в армии – в Архангельской области, в Плесецке. Младший – учится в нашей школе, в 9 классе. Вернется ли домой старший, где будет учиться и работать после обучения младший, – пока сказать трудно. Надеюсь, конечно, что не разъедутся по городам, хотя на селе сегодня довольно сложно. В первую очередь, сложно найти хорошую, интересную, достойно оплачиваемую работу. И это, конечно, не проблема нашего района, – это проблема всеобщая, всей России.

При том, что, например, младший сын Татьяны Николаевны уже проявил себя в плане интереса именно к сельскому хозяйству. Если быть точнее – к пасеке. Он неоднократно участвовал со своими разработками по этой теме в различных конкурсах, а в 2019 году занял первое место на региональном этапе конкурса в номинации «Личное подсобное и пасечное хозяйство». Разумеется, помогала ему в этой работе и мама: была своего рода научным руководителем.

Семейная традиция

– Это у нас семейное. И прадедушка, и дедушка, и отец Степана всегда занимались разведением пчел. Поэтому он уже с детства знаком со многими тонкостями этого дела, ему нравится, и он относится к этому вполне серьезно. Кстати, и не зря. Ведь пасечное хозяйство сейчас как-то ушло из поля зрения властей, хотя продукция, получаемая от пчел, это кладезь витаминов и минеральных веществ. К примеру, маточное молочко – одно из самых дорогих косметологических средств. Этим не только можно, но и нужно бы заниматься всерьез, масштабно. Может быть, займется Степан, когда подрастет и выучится. Но он, скорее, исключение из общего правила, именно потому, что это дело – наша семейная традиция. Не могу сказать, что другие ученики как-то особенно тяготеют к сельскому хозяйству. Хотя мы и стараемся привить им интерес к этому. Вот недавно, например, высадили фруктовый сад. Но в большей степени все же они смотрят в сторону города, видят свою перспективу именно там. Тем более, что по уровню знаний они ни в чем не уступают городским. Ведь один из главных плюсов малокомплектной школы – это практически индивидуальное обучение, индивидуальный подход к каждому ученику, с учетом его особенностей и склонностей. И это дает свои плоды. Как рассказывал мой старший сын, в период учебы в Великих Луках он не только не чувствовал недостатка знаний, но даже знал некоторые предметы более глубоко, чем многие из его сокурсников, в том числе и городских.

Что ж, это не удивительно. Ведь, несмотря на малокомплектность, Гришинская основная школа оборудована всем необходимым, даже с точки зрения материально-технического обеспечения. Есть все, что нужно как для обучения, так и для комфортного пребывания в школе. Последний из наиболее важных вопросов был решен в прошлом году: печное отопление ушло в прошлое, у школы появилась своя модульная котельная.

Большая семья

– Вообще, такая, малокомплектная школа – это, в принципе, большая семья. Мы все делаем вместе, инициатива может исходить как от преподавателей, так и от самих учеников. Постоянно и успешно участвуем в разных конкурсах, акциях. Вот совсем недавно делали новогодние игрушки. Жаль, конечно, что по окончании обучения многие из этой семьи уходят, уезжают. Но что тут поделаешь. Таковы сегодня сельские реалии. Хотя мы, конечно, надеемся на лучшее. Ведь, если посмотреть на вещи серьезно, у нас сейчас есть все для нормальной жизни. За последние годы все очень изменилось к лучшему, постоянно что-то делается, улучшается: дороги, освещение, водоснабжение. Ни один вопрос, обращение в администрацию сельского поселения, в администрацию района (теперь уже округа) или к главе – Олегу Игоревичу Дубову – не остается без ответа, без реакции. Так что повторюсь: есть все. Нет одного – работы для нашей молодежи. Хорошей, интересной, с достойной оплатой, а в идеале – современной и с перспективой на будущее. И конечно, в связи с этим мы очень надеемся на газификацию, которая, кажется, наконец «придет» и к нам. Может быть, появятся инвесторы, а с ними и новые предприятия, и новые рабочие места. Хочется верить, что село начнет возрождаться.

И хочется верить в это не только Татьяне Николаевне, но и всем нам. Тем более, что в Оленинском муниципальном округе есть для этого все предпосылки: и сохраненная инфраструктура, и дорожная сеть, и удобное географическое расположение. И, что очень важно, сохранена в нем и инфраструктура социальная, основа которой – именно сельские школы. Пусть даже и малокомплектные, но являющиеся своего рода свидетельством того, что жизнь на селе продолжается, что перспектива у глубинки есть. И потому – да, будем надеяться на лучшее.

С. ВЛАДИМИРОВ