О пользе вытрезвителей. Не только физических, но и моральных…

С начала года в России возрождаются вытрезвители. Правда, по инициативе регионов, то есть не везде, но тем не менее – возрождаются. Как средство помощи (разумеется, платной) тем, кто в состоянии алкогольного опьянения не может сам дойти до дома, и потому может быть избитым, ограбленным, а зимой – обморозившимся и даже замерзшим насмерть, что тоже случается. Инициатива, хоть и не всеми одобряемая, но, в общем-то, логичная: человек, пребывающий в невменяемом состоянии, должен быть хоть как-то защищен от возможных неприятностей.

На наш взгляд, тенденцию стоило бы продолжить, – хотя бы возвращением и карательной психиатрии, отсутствие которой крайне негативно сказывается и на общей ситуации в обществе, и даже на престиже России в целом. Вспомним хотя бы эпопею так называемого «художника-акциониста» Павленского, который, будучи в России, безнаказанно, и при активной поддержке определенной части публики, устраивал всевозможные «перфомансы» – то отрезая себе ухо, то прибивая некоторые части тела к брусчатке Красной площади, то поджигая подъезд здания ФСБ. Но, попытавшись повторить подобное же во Франции, сразу же угодил в «дурку». Что было не просто логично, но и вызвало еще более логичные вопросы: «Почему же этого не произошло раньше, еще в России?» Ведь, отреагируй российские власти ранее, и будь жива карательная (то есть – принудительная) психиатрия, – может, и было бы избавлено общество от возможности наблюдать столь сомнительные эксперименты, а сам «художник» от собственного членовредительства.

Но – нет. Принудительная психиатрия ныне запрещена. Даже направить человека на психиатрическое обследование сейчас весьма сложно, – в большинстве случаев для этого требуется его собственное согласие. Но какой же псих осознает, что он – именно псих?

На мысли эти навел просмотр видеоролика, посвященного тому, как некие, хорошо известные в нашем районе персонажи на букву З., в течение почти 20 минут пытаются пройти в здание суда без масок, ссылаясь на статью Конституции о свободе передвижения, возмущаясь «ущемлением прав», а по сути, издеваясь над судебными приставами, которые всего лишь выполняют свои служебные обязанности. И, кстати, выполняют их вполне грамотно, квалифицированно и выдержанно. Поэтому после просмотра как раз к ним-то и не остается никаких вопросов. А вот к авторам – да. Но только один: «А вы что вообще хотели-то, а?»

Кстати, именно эти персонажи погорелого театра постоянно устраивают скандалы и на почте, утверждая, что они являются гражданами Советского Союза. И вот здесь возникает к ним основная претензия: зачем же ссылаться на Конституцию Российской Федерации, которую, скандаля на почте, они не признают, а судебным приставам ее чуть ли в лицо не тыкают? Где логика?

Нет, мы знаем, что и в мире, и в стране, и в нашем округе есть немало так называемых «антимасочников», – практически сектантов, не желающих понимать очевидные вещи, и, хочется верить, даже на стройках разгуливающих без каски, а в космос готовых выйти без скафандра. Но в данном случае – налицо не только это. Но еще и глубинное: глубинная, выпестованная ненависть к власти. К любым ее проявлениям. Будь то выборы президента, главы округа, или банальные противоэпидемиологические меры – коль порождены они именно властью. На странице «главного героя» этого ролика в соцсети есть, например, и такая запись:

«…В Красноярске неизвестные герои-партизаны подожгли здание ССП. Судебные приставы занимаются поборами и отнимают у стариков последнюю копейку, в ответ народ начинает заниматься поджогами и диверсиями, чтобы это копейка им поперек горла встала…»

«Герои-партизаны» – не более и не менее. И – поджоги и диверсии, как «логичный ответ». Уж не призыв ли это заняться чем-то подобным и у нас? Или мы должны сказать им спасибо, поклониться в ноги за то, что они всего лишь поиздевались 20 минут над судебными приставами, а не подожгли крыльцо, как Павленский, или не забросали здание суда бутылками с «коктейлем Молотова»?

Впрочем, есть на странице данного персонажа и другой пост – с изображением некоего «сертификата». Спору нет, сертификат вполне заслуженный, но, к сожалению, не официальный. Не помешало бы ему и медицинское подтверждение, с положенными в таких случаях подписями, печатями, анамнезом и рекомендациям по ограничениям в использовании пациентом. Дабы ни у кого не вызывало сомнений, что в правах данный персонаж действительно ограничен (а не просто ему так кажется), и ограничен по перечисленным, вполне законным, основаниям.

И неплохо было бы провести подобное исследование и в отношении ряда персонажей других, подверженных той же «-патии», которую можно было бы расшифровать, как «патологическая ненависть к власти». В списке медицинских диагнозов, существующих сегодня в нашей, наверно излишне толерантной, стране, мы такого не нашли. Есть только «социопатия» – расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности. Это, конечно, близко, но не совсем то. Ведь, если допустить, что надеть те же маски порекомендует не власть, а, например, некие противостоящие ей организации, да – не просто так, а «в знак протеста», – то маски тут же окажутся надеты. Несмотря ни на «ограничение прав», ни на что другое.

Так что – именно ненависть к власти. Патологическая, клиническая. Жаль, что нет такого диагноза. И жаль, что нет пока и принудительной психиатрии. Впрочем, будем надеяться, что именно пока. Она должна вернуться! Как и вытрезвители. Те – для физического отрезвления, а она – для морального.