Фронтовая дорога: от Холмеца до Жиганова

Обманчивый февраль, пообещав накануне оттепель, словно в насмешку затянул небо и щедро сыпал сухую снежную крупу.
Работали дворники, под колеса ложилась заснеженная дорога – колонна из шести машин двигалась из Нелидова в Холмец почтить память тех, кто отдал еще совсем молодые жизни за Родину свободную от фашистского гнета.

В салоне брутального УАЗа не привычно пахло цветами – их ребята из джип-клуба приобрели загодя, готовясь к поездке.

«Мы едем в Оленинский район, чтобы принять участие в традиционном внедорожном рейде Памяти «Фронтовая дорога – 21». Это замечательная возможность в канун Дня защитника Отечества поклониться местам, где совершали подвиг наши предки, отдать долг памяти и уважения. Ну и конечно, мы в очередной раз испытаем на прочность наши машины», – рассказывает руководитель клуба внедорожников и водитель нашего экипажа Владимир Мостовой.

До финальной точки – урочища Жиганово – 54 километра, часть – по М-9, другая – по укатанной снегом грунтовке и совсем немного – по бездорожью. Около трех километров, но в прошлом году до обелиска внедорожники так и не добрались.

Первая остановка в Холмеце. Здесь у музея «Ржевский выступ» нас ждут и другие участники пробега – команды из Ржева, Оленина и Оленинского района, бойцы ПО «Поколение» – всего чуть больше пятидесяти человек.

С 2013 года Поисково-исследовательское объединение «Память поколений» реализует в Оленинском районе проект «Ржевский выступ».

Проект, изначально посвященный памяти 158 и 186 стрелковых дивизий, со временем расширился. Благодаря вахтам памяти и работе с архивными документами были выявлены новые факты о 348, 373 и 117 стрелковых дивизиях.

Сейчас о боях на Ржевском выступе можно узнать, посетив музей, который значительно расширился за последнее время, и прослушав рассказ командира ПО «Поколение» Натальи Назаровой.

«Комсомолец Абрам Левин успешно учился в техникуме при заводе ЗИЛ, на его счету были рацпредложения, изобретения, он вполне мог остаться дома, но подал заявление в военкомат и в составе 158 дивизии прибыл на Калининский фронт, на территорию тогда еще Молодотудского, а ныне Оленинского района. Во время первого наступления на Жиганово, где основательно укрепились фашисты, этот молодой парень закрыл собственным телом вражеский дзот, дав нашим солдатам возможность подавить огневую точку. Несмотря на то что наступление захлебнулось, подвиг Абрама Левина, совершенный за год до подвига Александра Матросова, мы помним и чтим», – подчеркнула Наталья Валентиновна Назарова, руководитель проекта «Ржевский выступ».
По завершении экскурсии участники рейда возложили цветы к мемориалу в Холмеце, где покоятся останки 800 участников боев на Ржевском выступе.
Далее колонна техники отправилась к урочищу Жиганово. Вот здесь и началось главное испытание машин и экипажей.

Дорога за довольно снежную зиму превратилась почти в целик. Свежий снег, подобно песку, рассыпался и удерживал тяжелую технику. Под снегом, если случалось забуксовать, лед и смерзшаяся земля, а в низинах, там где близко ручьи, скрытые, но вязкие лужи.

Шли на второй, с включенной понижайкой и только мастерство водителей, хладнокровие и опыт позволили преодолеть бездорожье.

Конечно, без помощи УРАЛА не обошлось, но и здесь незадача – снег не выпускал, петли буксировочных тросов рвались словно нитки.

Но благодаря взаимопомощи, упорству и мастерству в урочище добрались все машины – как и планировалось.

Тяжелая техника едва выдержала то, что 78 лет назад выдержали обычные советские солдаты после стокилометрового марша и короткой передышки, брошенные в кровопролитный бой. Среди них не было супергероев – обычные ополченцы, в прошлом заводчане столичных предприятий. Они не кланялись пулям, не бежали – гибли, сражаясь с беспощадным врагом…

Теперь здесь тихо. Только играет ветер, запутавшийся в голых ветках молодой березовой рощицы, да трепещет полотнище красного флага у белой пирамидки обелиска, рядом реконструированный ДЗОТ, копия того самого, немецкого…

Возложение цветов, минута молчания и залп из военной еще трехлинейки, в клочья разрывающий тишину.

Обед горячей кашей и новый этап испытаний на прочность – скоростной.

300 метров по целине. Метров, которые не выдерживает даже техника – безнадежно вязнет, глохнет, ломается. Здесь, как нигде, проверяется слаженность экипажей. И мы уже вместе со штурманом Геннадием и подоспевшим к нам на подмогу Юрием пытаемся снова и снова вытолкнуть пробуксовывающий на подснежном льде УАЗ. Раскачиваем, подкапываем, проезжаем несколько метров и плотно садимся снова. Время, где-то на финише, оно тает как снег за отворотом сапог. И вот уже спешит к нам на помощь другой нелидовский экипаж, и мы, пусть и сойдя с дистанции, вырываемся из снежного плена.

Холодает, время к вечеру, а здесь в урочище ревут моторы, и взрослые уже мужчины проверяют на крепость нервы и сцепления, тросы и мосты.

Обратная дорога будет легче – полученные в честной борьбе медали и грамоты потешат самолюбие, а то, что среди победителей и нелидовские экипажи – добавит нотку гордости в послевкусие этого дня.

Дня, который так и не принес понимания того, как смогли наши предки выстоять и победить там, где ломается даже техника высокой проходимости…

Я, так же как и мои товарищи по экипажу, не знаю ответа на этот вопрос, а значит, в урочище Жиганово, в других подобных ему местах будут вновь реветь моторы, проверяя память, технику и людей на прочность…

Участники авторалли благодарят организаторов за радушие и теплый прием.

Н. МУРОМЦЕВА,
«Нелидовские
известия»