От поэзии к прозе

Говорят, что ценности современных подростков связаны в основном с материальными понятиями. А как же красота? Эстетика? Духовность? Есть ли им место в душах наших детей? Оказывается, есть. Это демонстрирует Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», который проходит в нашей стране ежегодно в целях повышения интереса к чтению у детей и подростков, расширения читательского кругозора, выявления талантов среди учащихся, развития и популяризации детского художественного творчества и эстетического вкуса на примерах российских и зарубежных писателей. Как правило, в рамках конкурса участникам предлагается прочитать наизусть на русском языке отрывок из выбранного произведения, которое не входит в школьную программу по литературе.

В этом году Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» проходит уже в девятый раз. Но, если раньше принять участие в прочтении произведений могли только шестиклассники, то теперь допускается разная возрастная категория учащихся – от 9 до 16 лет.

Конкурс «Живая классика», как и прежде, проходит в несколько этапов: подготовительный, классный, школьный, районный, региональный. В случае прохождения всех отборочных туров победителей ждет финал, который состоится в международном детском центре «Артек», а также суперфинал – на Красной площади в Москве.

В Оленинском округе до 1 марта в образовательных учреждениях были проведены школьные туры, по результатам которых членами жюри были выбраны лучшие чтецы для прохождения в следующий этап.

Так, 18 февраля в Оленинской средней школе прошел школьный тур конкурса «Живая классика», на котором выступили 14 учащихся.

Хочется отметить, что список рекомендуемых произведений для участия в «Живой классике» был весьма разнообразен, и каждый чтец смог выбрать для себя понравившееся произведение. Участники конкурса зачитали отрывки из произведений таких авторов, как: Н. Носов, М. Дружинина, Б. Ганаго, Ю. Красавин, В. Осеева, В. Драгунский. Все без исключения дети прочли свои отрывки эмоционально, выразительно, с чувством, артистично. Очень приятно было видеть, что ребята осознанно, соизмеряя свои силы и возможности, выбрали именно тот фрагмент произведения, который больше всего затронул их детские сердца.

Участники постарались на славу, чтобы соблюсти все условия конкурса: эстетически, интеллектуально и эмоционально воздействовали на слушателей, грамотно ставили речь, дикцию, правильно расставляли логические ударения и паузы. Поэтому членам жюри было непросто выбрать победителей.

Профессионально оценивалась не только выразительная интонация прочтения участником отрывка, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста, грамотная речь, артистичность, умение оказывать интеллектуальное, эмоциональное и эстетическое воздействие на зрителя.

Итак, по результатам районного тура дипломом I степени была награждена Алла Хосровян, ученица 8 класса Оленинской средней школы; также первого места была удостоена Тамара Хосровян, ученица 6 класса Оленинской средней школы; ученик Оленинской средней школы Новакович Даниил 7 класс. Именно им предстоит выступить на районном этапе. Остальные участники были награждены дипломами конкурса юных чтецов «Живая классика».

Впервые на конкурсе юных чтецов «Живая классика» членом жюри стал сотрудник редакции газеты «Наша Жизнь», корреспондент Чередникова Дарья. Она дала оценку выступлениям нашим участникам и рассказала насколько сложно было выбрать лучших.

«В первую очередь хочу поблагодарить Татьяну Константиновну за предложение побыть членом жюри. Это для меня было вновинку, и мне было ужасно интересно, как же все происходит на подобных конкурсах изнутри. Непривычно, но потрясающе интересно. Конкурс «Живая классика» – самый масштабный в нашей стране проект по популяризации чтения среди детей, его основная задача – воспитать в детях любовь к художественной литературе. А что мы называем классикой? Классика – это образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы, которые имеют ценность для национальной и мировой культуры. Перед открытием конкурса Татьяна Константиновна раздала критерии оценки выступления, и я с интересом стала изучать оценочный список, поскольку передо мной, как члена жюри, стояла задача оценить участников и выбрать лучшего. Мне было очень приятно снова оказаться в школьных стенах, но сложность состояла в том, что моя задача была оценить выступление, начиная от выбора произведения и заканчивая дикцией и расстановкой логических ударений. Проведение школьного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая Классика» подтвердило, что победу в нем приносит не только артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста. Может быть, слишком строго оцениваю, но справедливо и считаю, что если идти на подобные серьезные конкурсы, то и готовиться следует соответственно. Читать мы все умеем, но самое главное, повторюсь, нужно так прочитать, чтобы душу тронуло, а здесь нужен артистизм, эмоциональное воздействие на публику, эстетика. Каждый конкурс имеет определенную долю условностей. Всех поздравляю. Вы молодцы. Дай бог, чтобы конкурс жил, он нам сейчас очень нужен».

Сейчас школьные призеры конкурса юных чтецов готовятся к районному этапу. Мы желаем нашим юным талантам достойно выступить, чтобы затем они смогли достойно представить наш округ на региональном уровне. Хотя кто знает, может быть и на российском!