Наталья Разумовская: Вакцинация необходима…именно с ее помощью нам удалось уже победить многие болезни

Пресловутая оптимизация в свое время чуть не погубила не только очаги культуры на селе, но, что, пожалуй, еще более важно для людей, и очаги здравоохранения, которые, безусловно, являются базой для оказания первой помощи населению российской глубинки. По счастью, ошибочность такой тенденции удалось понять довольно быстро, процесс был остановлен, и в деревнях вновь стали появляться ФАПы – фельдшерско-акушерские пункты. В одном из таких уже 45 лет работает Наталья Дмитриевна Разумовская.

Опорный пункт
здоровья

– Точнее, непосредственно в ФАПе – 43 года, два года до этого работала в медпункте Козинского торфопредприятия, куда пришла сразу после окончания Нелидовского медучилища. Но, конечно, за это время повидать пришлось многое. Наш ФАП сначала ютился в старом, практически разваливающемся здании, потом предоставили помещение более новое, и вот только в 2018 году у нас в Гусево установили новый модульный ФАП, оборудованный всем необходимым. За что не могу не поблагодарить и Олега Игоревича Дубова, который «пробил» его установку, и Татьяну Алексеевну и Александра Владимировича Сидоровых, которые очень помогли в его скорейшей постройке. А ведь ФАПы на селе действительно необходимы с учетом еще и того, что население у нас очень возрастное. Приходится лечить или оказывать первую помощь не только при простудах и каких-нибудь травмах, но и при «возрастных» болезнях: гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваниях, сахарном диабете. Конечно, ехать куда-то, даже в райцентр, пожилым сложно, а многих приходится посещать на дому. И обращаются они, если что, не куда-нибудь, а ко мне. Поэтому и рабочий день у меня практически круглосуточный: есть, конечно, официальные часы приема, но, если что, выхожу на работу или еду к больному и днем, и ночью.

Новый ФАП – это хорошо. А вот новые проблемы – не очень. А они тоже есть. Так, например, в связи с изменением законодательства о маркировке лекарств летом прошлого года закрылись все аптечные пункты при ФАПах, в том числе и в Гусево. Если раньше Наталья Дмитриевна могла не только выписать лекарство, но даже и привезти его домой пациенту, то теперь приходится самим больным или их родственникам ездить за препаратами в Оленино. Что, разумеется, крайне неудобно. Но разрешить эту проблему ни на муниципальном, ни на региональном уровне, просто невозможно. Если только там, «на самом верху» вдруг передумают. Как и с оптимизацией.

Вакцинация
без
«страшилок»

– Сейчас, конечно, одна из главных задач в работе – вакцинация населения. Пандемия довольно сильно ударила по всем нам. У меня было порядка десятка заболевших, и у всех заболевание проходило довольно тяжело. Да и мы, фельдшеры, оказались в некоторой степени «брошенными», оторванными друг от друга. До этого ежемесячно нас всех собирали в районной больнице, проводились семинары, а в прошлом году все это прекратилось. Знаю, что кое-где пытались проводить нечто подобное с помощью Интернета, но у нас в ФАПе с доступом в Сеть пока не очень хорошо: вот в ближайшее время вроде бы планируется решить этот вопрос окончательно. Хотя, конечно, просто так, по соцсетям и по другим ресурсам «гуляет» довольно много жителей. Скорее всего, именно там кое-кто из них и набрался всяких «страшилок» и о самом коронавирусе, и о вакцинации. Так что не могу сказать, что сейчас к нам выстраивается на прививку большая очередь. Сама я, конечно, привилась одной из первых, затем уже сделала обе прививки десяти нашим жителям, а вот совсем недавно – еще 14-ти. Конечно, люди записываются сейчас более охотно – видимо, потому, что перед глазами уже есть примеры: все привитые перенесли вакцинацию хорошо, никаких непредвиденных последствий не было, а многие, особенно пожилые, так и вообще не ощутили никаких симптомов. Конечно, и сама я провожу разъяснительную работу: объясняю, что победить коронавирус можно только вакцинацией. Мы ведь уже от целого ряда заболеваний избавились именно благодаря этому методу.

Конечно, молодежь, по словам Натальи Дмитриевны, идет на прививку менее охотно: может и правда, начитавшись «страшилок», а может, просто надеясь на то, что их «минет чаша сия». Но это – вряд ли. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет сформирован так называемый «коллективный иммунитет». Поэтому прививаться надо и, в первую очередь, вне зависимости от возраста, тем людям, чья работа подразумевает постоянные контакты с людьми: учителям, воспитателям, работникам почты и иных «присутственных мест», продавцам…

Кто нас
заменит?

– Вот мы говорим «вне зависимости от возраста», а что греха таить, молодежи-то мало. Молодежь уезжает. А среди медицинских работников ее почти и нет. Как задержать, как привлечь – не знаю. В принципе-то, в округе все есть для нормальной жизни. Власть делает все, что может: появились дороги, освещение, нормально работает ЖКХ. Если сравнивать, например, Оленино с Нелидовом, то у нас по всем статьям все лучше и благоустроеннее, при том, что у нас всего лишь поселок, а там – город. Но этого молодежи мало. Особенно, если хотим не оставить «своих», а, скажем, привлечь врачей со стороны. Нужно предлагать приличные зарплаты, нормальное жилье. Вот в нынешних ФАПах вроде бы есть блок для проживания. Но все же – именно для проживания, а не для жизни, особенно, если вместе с семьей. Это можно рассматривать разве что как временное жилье или как место для отдыха, не более. Нужно жилье нормальное. И я понимаю, что все это требует таких денег, которых нет ни у муниципальной, ни у региональной власти. А между прочим, если брать нас, сельских фельдшеров, то у нас почти все – уже пенсионеры. Вот уйдем мы, кто нас заменит?

Сомнения Натальи Дмитриевны вполне понятны, ведь все перечисленные проблемы – это проблемы не только Оленинского муниципального округа и даже не только Тверской области. Да и не появившиеся вчера, а накопленные годами. Обнадеживает то, что федеральная власть уже в течение нескольких лет обращает на сохранение и развитие села повышенное и заинтересованное внимание, так что, возможно, в ближайшее время «дойдут» у нее руки и до тех проблем, что волнуют сельских фельдшеров, которым и правда, скоро на заслуженный отдых.