15 августа исполнится 45 лет, как Валентина Ивановна Василенко получила первую запись в своей трудовой книжке. Произошло это здесь, в Оленинском районе, в школе д. Линьково, куда Валентина Ивановна распределилась по окончании Старицкого педучилища. Спустя два года перешла на работу в родную Шоптовскую школу, и 35 лет проработала в ней. Ну, а потом – еще семь лет в территориальном отделе.
Но есть и второй юбилей, который, правда, будет только через год: тоже в августе, но следующего года. Валентина Ивановна отметит свое 65-летие. Поистине, особенный для нее этот месяц.
Нет школы – умрет и деревня
– Конечно, за это время очень многое изменилось. И в школе, и вообще на селе. В советские времена был здесь совхоз «Партизан», – хороший, крепкий совхоз, специализирующийся на свиноводстве. Где он сейчас? В классе нашем, когда я училась в школе, было 35 человек. И в других классах – примерно столько же. А сейчас в школе всего полтора десятка учеников. Хотя, и это отчасти радует, давно уже не было такого, чтобы вообще никого не приводили в первый класс. Вот в этом году, например, четверых.
Значит все-таки есть жизнь, есть молодежь, рождаются дети. Но можно ли это сравнивать с тем, что было раньше? Конечно, нет. Иногда даже удивляешься: как мы вообще прожили эти годы, 90-е и часть нулевых? Ведь это было время полного разрушения всего и вся, включая даже и нашу историю. Мне запомнился один момент: в «перестроечных» учебниках для младших классов я как-то с изумлением обнаружила полное отсутствие каких-либо материалов о Великой Отечественной войне! Их просто вымарывали новые «авторы», вымарывали целые страницы, причем, лучшие страницы нашей истории! Что ж удивляться тому, что дети того времени о ней мало знают или вообще имеют какое-то извращенное представление? Радует, что в последние годы что-то начало меняться. И на государственном уровне, и на нашем, муниципальном. Очень хочу поблагодарить Олега Игоревича Дубова, – и за то, что сохранил школы (а ведь нет школы – умрет и деревня), и за то внимание, которое постоянно оказывает и школам, и глубинке, да и вообще району. Знаете, многие в других муниципалитетах жалуются на равнодушие своих руководителей. Тем главное – отчитаться. Нам в этом смысле повезло, – у нас, наверное, чуть ли не у единственных в области, а может и во всей России, руководитель – неравнодушный. Это надо ценить.
Казалось бы «мелочи»
– Впрочем, разумеется, сейчас появилось и много того, чего не было раньше. Ну, например, дороги. Я понимаю, в советские времена до дорог в глубинке не доходили руки. И может быть дошли бы раньше, если бы не перестройка, но сам факт – сейчас они есть. А их отсутствие, между прочим, я считаю одной из главных причин того, что лет 20 назад люди потянулись из деревень в города. Ведь, вспомним: тогда, в распутицу, многие деревни становились просто недоступными! Ни скорая помощь не доедет, если что, ни пожарные. Как так можно жить? А будь тогда дороги такими, какие они есть сегодня, может быть многие и остались бы, не ездили бы на работу куда-то, а жили бы здесь. Сейчас вся жизнь на колесах, – многие так делают, – работают в одном месте, а живут в другом. А тогда просто не было такой возможности. Хотя, в общем, я не совсем понимаю и того, как люди, уехав из деревни в город, просто забывают родные места. Просто забывают, – и все. Бывает, что даже высказываются как-то свысока, уже «по-городскому» о сельской жизни, сельских реалиях. Вот, например, сделали в деревне на улице освещение. А пишут, мол, «ну что там освещение – ерунда какая». Опять же – забыли, что значит свет для села, будто бы никогда этого и не знали. А для нас уличное освещение – это великое дело, вот сейчас, например, мы можем и осенью, и зимой хотя бы выйти из дома, прогуляться вечером по улице, подышать воздухом. Да, у нас как бы другие масштабы, то, что для городского жителя покажется вроде бы мелочью, для нас зачастую очень важно. Вот, скажем, построили детскую площадку по программе ППМИ, теперь это центр притяжения всей местной детворы. Кто-то опять скажет «ерунда». А на самом деле для нас это хорошее, нужное дело. Что уж говорить о чем-то более серьезном: сделали в школе паровое отопление, заменили часть окон, – это же вообще прекрасно!
В постоянном движении
– Невозможно не заметить, что стараниями Олега Игоревича Дубова район серьезно преобразился за последние годы. Я знаю состояние муниципального бюджета, и потому понимаю, только за счет его было бы невозможно сделать, наверное, и десятой доли того, что сделано. Хорошо, что наш неравнодушный глава постоянно стремится встроить муниципалитет во все возможные проекты и программы, – хоть партийные, хоть региональные, хоть федеральные. Оттуда – и деньги. Посмотрите на те же дороги. Посмотрите на само Оленино. Я ведь прекрасно помню, какой была совсем недавно его центральная площадь. Это ведь был даже не ужас, а нечто еще более страшное. Свет, вода, ЖКХ – все в постоянном процессе обновления, движения. А оборудование школ! Хотя, конечно, хотелось бы денег еще больше, лично я все-таки очень надеюсь, что придет к нам газ, а с ним, возможно, и какие-то новые инвесторы. Что у бюджета появятся новые возможности, – например, на ощутимую поддержку тех сельхозпредприятий, что у нас есть сегодня.
Их немного, они небольшие, но они есть. И им надо бы продолжать работать, несмотря на то, что в целом агрокомплекс сегодня – это в основном большие холдинги. Но и малые, фермерские предприятия, они тоже нужны. Это ведь не только продукция (которая более качественная, чем у холдингов), но и рабочие места. А они в первую очередь нужны для того, чтобы деревня жила, чтобы из села не уезжали, а, наоборот, приезжали сюда, и не только для того, чтобы жить, но и чтобы работать.
Пожелания, конечно, хорошие, логичные, правильные, и – самое главное – достаточно реалистичные. Вполне возможно, что уже в ближайшем будущем они исполнятся. Впрочем, Валентина Ивановна полна оптимизма и сегодня, и ведет вполне активную и интересную жизнь: общается с друзьями, участвует в самодеятельности, и, конечно же, держит руку на пульсе всего того, что происходит в муниципалитете, несмотря на солидность приближающихся юбилеев.
С. ВЛАДИМИРОВ