21 октября преподаватель русского языка и литературы Молодотудской средней школы Наталья Александровна Кудрявцева отмечает 50-летний юбилей со дня рождения. Накануне этого события мы и побеседовали с ней о жизни и, конечно же, об образовании, как в глобальном смысле этого слова, так и применительно именно к верхневолжским, к оленинским реалиям.
Минусы и плюсы
– Я – местная, родилась и выросла в Молодом Туде, закончила здесь школу, потом получила высшее образование в ТвГУ, после этого вернулась, работала в школе в Ильенках, затем 10 лет в сельсовете (или территориальном отделе, он несколько раз менял название). 7 лет занимала должность начальника районного Управления образования, и вот круг замкнулся, вернулась в свою родную школу, но уже преподавателем. Что я могу сказать? Конечно же, очень многое за это время изменилось. В первую очередь, как ни печально, надо отметить, что глубинка обезлюдела. Если в те времена, когда директором школы был мой отец, в нашей школе училось порядка 700 детей, то в то время, когда училась я, уже около 200, а сегодня – около 40. Понимаю, что это беда всей России, но не сказать об этом не могу. С другой стороны, в этом есть, конечно, и определенные плюсы: малокомплектные классы – это в большей степени индивидуальный подход, а значит, более качественное образование. Особенно сегодня, когда многое изменилось к лучшему в плане оборудования, обеспечения, технических возможностей. Сейчас огромное внимание уделяется районным и сельским школам, и со стороны областной, и со стороны муниципальной власти. Появилось то, чего мы раньше и представить себе не могли: интерактивные доски, компьютерная техника, Интернет…
Добавим к этому, что совсем недавно в Молодотудской средней школе был открыт и Центр современного образования «Точка роста» естественнонаучной направленности. А это – самое современное оборудование по химии, физике, биологии. Например, аппаратура, измеряющая жизненные функции человека и многое другое для разностороннего развития ребят. Насколько это важно для образования на селе?
Все зависит от конкретного ребенка
– Разумеется, все это чрезвычайно важно. Ведь в деревнях замечательные дети: вежливые, культурные, добрые. Но, возможно, менее «продвинутые» по сравнению с городскими. Все эти «мини-кванториумы», «точки роста» как раз и позволяют эту разницу в «продвинутости» компенсировать, теперь образовательные возможности у нас и в городе практически ничем не отличаются. Ну, а насчет того, насколько важно… Это зависит от конкретного ребенка, надо ему это или нет, умеет ли он, хочет ли научиться всем этим пользоваться или нет. Взять тот же Интернет. Это ведь бездонная кладезь знаний, огромная библиотека, фильмотека, да и вообще «склад информации». Учителя регулярно пользуются им, например, при подготовке к урокам: берут из него всевозможные презентации, фильмы, репродукции. А что берут из него дети? Ребенок есть ребенок, ему хочется, в первую очередь, игр и развлечений. А их там тоже в достатке. Вот он и «залипает» в телефоне, и неизвестно, что он там найдет, и чем все это кончится. Я, например, считаю, что время пребывания ребенка в Интернете надо ограничивать. Ну, скажем, час или два в день, и все.
Неизбежно наш разговор перешел на проблемы более глобальные, зачастую, даже нерешаемые на местном или региональном уровне. Что касается решаемых, то, по словам Натальи Александровны, в Оленинском округе все в порядке, есть все необходимое для жизни: постоянно, который год подряд, строятся дороги, улучшается освещение, благоустраиваются территории, ведутся и другие, сугубо положительные преобразования. А вот нерешаемые…
Экзамены как уравниловка
– К примеру, я не понимаю, зачем в школах, особенно в глубинке (да и в городских, собственно, тоже), существует такая уравниловка как ОГЭ и ЕГЭ. Зачем их сдавать должны все, без исключения, ученики? Ну, если кто-то собирается идти в 10-11 класс и затем поступать в ВУЗы, то это понятно. Если собирается идти, например, после 9 класса в медицинский колледж, может быть тоже. Но зачем, скажите, мне пожалуйста, должен разбираться во «фразеологизмах» и «метафорах» тот ученик, который планирует после 9 класса идти работать? А таких у нас немало. И они, вполне возможно, станут прекрасными шоферами, слесарями, сварщиками, но им-то все эти экзамены абсолютно не нужны! Вот у нас, насколько я знаю, очень многие школьники работают (и зарабатывают!) уже сейчас, в каникулы. И они прямо говорят, что не хотят учиться в 10-11 классах, они хотят идти работать. Так зачем им все это? Считаю, что здесь должен быть дифференцированный подход, и все эти экзамены должны стать делом добровольным, чтобы ученик сам решал, нужны ли они ему. Ну, а если выяснится когда-то, что ошибался, что они вдруг потребовались, то подготовиться и сдать их можно в любом возрасте…
Что ж, возможно к мнению Натальи Александровны кто-то наконец и прислушается, ведь подобные мысли высказывает не она одна. Да и в целом нынешняя система образования вызывает немало вопросов. Возможно, что-то изменится и в жизни глубинки, и молодежь после обучения начнет активнее возвращаться на свою малую родину. Тем более, что примеров таких в Оленинском округе уже немало. В том числе и в самой Молодотудской средней школе.