Анна Соболева: Проблемы в образовании есть: главные из них – кадровая и «ковидная»

Взятый некоторое время назад в Оленинском муниципальном округе курс на омоложение кадров не только принес ощутимый результат, но и выявил немало новых, молодых, талантливых людей, благодаря этому процессу явно, как говорится, «оказавшихся на своем месте». Одна из них – начальник Управления образования администрации округа Анна Александровна Соболева.

Всегда была активной

– Я родилась и выросла в поселке Оленино, закончила здесь среднюю школу и поступила в ТвГУ на биологический факультет. Почему именно так? Конечно, в первую очередь, сыграла любовь к животным, к живой природе. И к окончанию школы я уже знала, что пойду учиться именно по этому направлению либо в университет, либо в медакадемию. А тут еще и открылась новая интересная специальность – «Биоэкология». Так что, я решила поступать именно на нее и никуда больше. И поступила. А затем, когда на третьем курсе появились педагогические дисциплины, выяснилось, что мне они легко даются, нравятся. Тогда и возникла мысль связать свою жизнь именно с преподаванием. В результате я вернулась в Оленино и пошла работать в родную школу. Но так сложилось, что я всегда была довольно активной, участвовала во многих мероприятиях, и вот в 2015 году стала победительницей муниципального этапа конкурса «Учитель года». Тогда, видимо, меня и заметили. Предложили принять участие в выборах депутатов городского поселения. Я стала депутатом, а затем и главой Совета депутатов райцентра, ну, а в 2019 году меня назначили на должность начальника Управления образования. Конечно, такой переход от педагогической деятельности к административной, организаторской дался непросто, – нужно было за очень короткое время переработать очень большой объем информации.

Помог Анне Александровне опыт работы в представительной власти, уже тогда пришлось осваивать многие юридические тонкости, учиться работе с документами. Однако, все же объемы – несопоставимы. Ведь в сфере деятельности начальника Управления образования абсолютно все: от организации учебного процесса до обеспечения школ всем необходимым.

Две проблемы

– Конечно, школам, образованию сейчас очень хорошо помогают. И муниципальная власть, и региональная, и федеральная – в рамках нацпроекта «Образование». Вот и в последние годы, если говорить о самом главном, удалось обеспечить сельские школы котельными (а это был вопрос их выживания), в школы систематически поступает новейшее, современное цифровое оборудование, они обеспечиваются высокоскоростным доступом в Интернет, введены доплаты за классное руководство. Хотя, конечно, проблем все равно остается немало. Например, та же кадровая, ведь у нас очень много педагогов «в возрасте». Кто придет им на смену? Думается, давно пора в педагогических ВУЗах ввести, как было раньше, распределение для «бюджетников». Или вот нынешняя проблема – с ковидом, вынудившая нас осваивать дистанционное обучение. А ведь оно заведомо не может дать такого же результата, как обычное. Причем по многим причинам, в том числе и не имеющим решения. Ну вот как, например, обучать дистанционно учеников младших классов, которые в силу возраста просто не способны еще заниматься самостоятельно? Разумеется, в таком случае большая нагрузка падает на их родителей, а те тоже не всегда готовы к такой роли. Да и в выпускных классах, когда идет уже не только обучение, но и подготовка к экзаменам, прямой контакт с учителем просто необходим.
Добавим к этому и чисто технические проблемы: не у всех учеников есть необходимые гаджеты, не у всех, особенно в удаленной местности, есть доступ в Интернет достаточного качества. В результате даже попытки проводить уроки в онлайн-режиме далеко не всегда бывают успешными, часто все «дистанционное обучение» сводится лишь к выдаче домашних заданий.

Работают на износ

– Хотя, конечно, что-то делается в этом направлении, спору нет. Да и вообще в округе очень многое делается для того, чтобы жизнь людей стала более удобной и комфортной. Строятся дороги, без сбоев работает ЖКХ, растет число доступных услуг, в общем, я считаю, у нас есть все для нормальной полноценной жизни. Из проблем общего характера назову одну, и прекрасно знаю, что она не только наша, оленинская. Это – медицина, по которой вдобавок тоже нанес ощутимый удар и коронавирус. Наши медработники работают на износ, низкий им поклон за это. Но их категорически не хватает. И в целом, и конкретно – врачей узких специальностей. Я не буду перечислять, каких именно – все и так об этом знают. И даже не буду говорить, что у нас с этим «хуже всех». Знаю, что есть муниципалитеты, в которых дела обстоят еще намного хуже. Но с этим, конечно, надо что-то делать. Вижу, что внимание властей всех уровней сейчас обращено на эту проблему, но решение ее произойдет явно не сегодня и не завтра, а ведь это вопрос жизни. Однако меня радует, что все же какие-то сдвиги в этом плане есть. Вот недавно вернулась в Оленинскую ЦРБ после обучения в ТГМУ новый педиатр – Елена Русакова, в прошлом – моя ученица. Хорошо бы, чтобы ее примеру последовали и другие наши выпускники, и не только после медуниверситета.

Сдвиги действительно есть. И вопросы введения того же распределения, целевого набора, районных стипендиатов, да можно называть это как угодно, рассматриваются сегодня на самом высоком уровне. Так что, есть и вполне реальная надежда на то, что в ближайшие годы и Оленинский округ, и другие территории все-таки начнут получать молодых, квалифицированных специалистов: и медиков, и учителей. А возможно – и не только.

С. ВЛАДИМИРОВ