Великая Отечественная война стала одним из самых суровых испытаний в истории нашего Отечества. Героизм и мужество в те годы проявляли бойцы Советской армии, на захваченной врагом территории сопротивление оказывали партизанские отряды, в оккупированных городах действовали подпольные группы. Никогда раньше наша страна не оказывала такого ожесточенного сопротивления захватчикам. 16 декабря 1941 года – величайшая дата в истории города Твери. 80 лет назад Калинин, как в ту пору называлась Тверь, был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Наш город стал первым в Советском Союзе областным центром, отбитым от оккупантов после двух месяцев оккупации. Тысячи и тысячи советских солдат, партизан, мирных жителей отдали за это свою жизнь. В городе никогда не забудут те страшные, военные дни….
В 2010 году столице Верхневолжья было присвоено звание Город воинской славы. Оно присваивается городам, на территории которых или рядом защитники нашей Родины проявили мужество, стойкость и массовый героизм.
Оккупация Калинина
Но в первой нашей публикации нельзя не вспомнить о трагических для нашего города днях оккупации, которая продлилась 62 дня. Это были одни из самых суровых и страшных дней в его истории.
В первые месяцы Великой Отечественной войны враг неудержимо рвется к Москве. На территории Калининской области бои начались уже 2 июня. Напомним, что она в то время занимала большую территорию и границами выходила к Прибалтике.
В скором времени Калинин оказался на военном положении. С первых же дней войны предприятия города начали выпускать продукцию для фронта. «Мы приложим все силы к тому, чтобы стахановской работой обеспечить победу частей нашей доблестной Рабоче-крестьянской Красной армии», – так на следующий день после начала войны решили рабочие предприятий города.
А Калинин тем временем готовился к обороне. Многие жители ушли на фронт. В самом городе был сформирован истребительный полк в составе двух тысяч человек, несколько отрядов народного ополчения. Жители Калинина участвовали в строительстве оборонительного рубежа Осташков-Селижарово, помогали колхозникам убирать урожай. Только за три с половиной месяца, которые прошли с начала войны, калининцы внесли в Фонд обороны около двух миллионов рублей своих трудовых сбережений.
В конце сентября 41-ого года началось наступление гитлеровских войск на Москву. В планах немецкого командования городу Калинину отводилось особое место. Захватив наш город, враг выходил на оперативный простор. У фашистов появлялась возможность для охвата Москвы с севера. К тому же они могли нанести удар в тыл нашему Северо-Западному фронту, который защищал Ленинград.
Неслучайно на подступах к Калинину фашисты сосредоточили значительные силы: 3-ю танковую группу генерала Гота в составе трех танковых и двух моторизованных дивизий, войска 9-й армии в составе 16 дивизий и полк СС «Череп».
Уже в начале октября на город упали первые бомбы.
Используя превосходство в живой силе и технике, фашистские войска после тяжелых боев захватили Осташков, Ржев, Старицу. 10 октября крупные силы танков и мотопехоты противника начали продвижение к Калинину, уже через три дня они приблизились к городу и повергли его сильному артиллерийскому обстрелу. «Пылали склады с имуществом, ценностями, фабричные и городские постройки… Жители, выйдя за черту города, уходили в тыловые районы области на Бежецк, Оршу, Кимры, Кашин. Зарево над городом было видно на десятки километров», – так описывает очевидец те драматические события.
Оборона Калинина была возложена на командующего 30-й армией генерал-майора Хоменко. Однако сил у врага в ту пору было намного больше. Солдаты Красной армии вместе с бойцами народного ополчения и курсантами школ, младших лейтенантов, оказали фашистам отчаянное сопротивление. Ожесточенные бои проходили в районе Первомайской рощи, на подступах к «Пролетарке», на территории городского сада, около Тверецкого и Горбатого мостов. И все-таки 14 октября, уже ближе к ночи, фашистские войска захватили город Калинин. Многие его жители сумели уйти в ближайшие деревни и села, ну, а те, кто пережил эти тяжелейшие шестьдесят два дня оккупации, не могут без слез вспоминать о том времени.
Остановить врага
Уже 17 октября 1941 года был создан Калининский фронт, командующим которого был назначен генерал-полковник Конев. Фашисты хотели развернуть наступление на трех направлениях – на Торжок, Клин и Бежецк, однако натолкнулись на стойкость советских солдат.
На окраине города, неподалеку от поселка Заволжский, на постаменте стоит танк Т-34. Именно на этот рубеж 15 октября 1941 года вышла 8-ая танковая бригада полковника Ротмистрова, которая за сутки проделала марш в 240 километров. Эта бригада вступила в бой с гитлеровцами, которые рвались на северо-запад, к Торжку и далее на Бологое. Танкисты несколько суток сдерживали врага под Калинином, а потом приняли участие в разгроме его сильнейшей группировки в районе села Медное. Сам Ротмистров впоследствии станет почетным гражданином города Калинина.
Было остановлено продвижение фашистских войск и на Московском шоссе. У деревни Малые Перемерки и элеватора им мужественно противостояли бойцы 5-ой стрелковой дивизии.
256-ая стрелковая дивизия генерал-майора Горячева прочно удерживала позиции на северной окраине города в Затверечье. Здесь свой подвиг совершила батарея артиллерийского полка, которой командовал лейтенант Кацитадзе. В его распоряжении было всего четыре противотанковых орудия, и все же наши артиллеристы сумели остановить намного превосходящие силы врага. Три дня до подхода основных сил 256-ой дивизии, Кацитадзе со своими бойцами не давал фашистам переправиться через Тверецкий мост и начать наступление на Бежецк.
Кстати, после того, как немцы прорвались в Затверечье, судя по военным картам, некоторая часть Калинина (Силикатный завод и Исаевская слобода) в границах города так и не была отдана врагу. Пусть малая часть города, но она все-таки не была захвачена фашистами, поэтому можно признать, что наш город полностью так и не сдался фашистам. В исторической литературе особо отмечено, что за эту часть города все дни велись ожесточенные сражения.
2 ноября 1941 года в газете «Известия» выходит небольшая заметка военного спецкора Е.Кригера из действующей армии «В Затверечье, под Калинином», который описывает сражения с фашистами одного из полков 256-й стрелковой дивизии, дислоцировавшейся как раз на Исаевском ручье. Как пишет Кригер: «Каждый дом – рубеж, каждая улица – участок фронта. В эти дни как раз идут бои за освобождение оккупированного города, немцы шквальным минометным и артиллерийским огнем пытаются удержать свои позиции, наши бойцы отвечают им мужеством, стойкостью и героизмом, сражаясь за каждую пядь родной земли».
Все дороги – в воронках от снарядов, все стены домов изрыты следами от пуль, небо ночами озаряют всполохи взрывов и пожаров, беспрерывно вспарывают морозный воздух пулеметные очереди. В этих нескончаемых круглосуточных сражениях гибнут не только солдаты и офицеры, но и мирное население – жители, отказавшиеся эвакуироваться.
Попытки отбить Калинин
17 октября свой легендарный рейд совершил танк Т-34, которым командовал старший сержант Степан Горобец. Этот танк промчался через весь Калинин, в котором уже три дня хозяйничали немцы.
Экипаж этого танка входил в состав 21-ой танковой бригады, которой командовал Герой Советского Союза капитан Михаил Лукин. 17 октября бригада получает задание прорваться по Волоколамскому и Тургиновскому шоссе к Калинину и попытаться с ходу овладеть городом. Задание это было практически невыполнимым. Немецкие войска уже закрепились в городе, а силы их намного превосходили силы танковой бригады Лукина. Танк Степана Горобца шел метров на пятьсот впереди основных наших сил, у него не работала рация, и поэтому наши танкисты не знали, что бригада попала под бомбовый удар. Экипаж танка продолжает выполнять поставленную задачу, которая сформулирована предельно просто: освободить город от врага. Танкисты обстреляли немецкий аэродром, на котором стояли тяжелые «юнкерсы», и ворвались в город в районе Пролетарки. По дороге смяли противотанковую пушку, в щепы разнесли колонну немецких грузовиков. Вскоре фашисты догадались, что это не массированное наступление Красной армии, а танк-одиночка. На Советской улице устроили противотанковый заслон, однако и он не остановил нашу «тридцатичетверку». Прорвав его, танкисты обстреляли здание немецкого штаба на площади Ленина и, чудом сумев сориентироваться в совершенно незнакомом городе, вышли в расположение наших частей в районе Элеватора. Закопченный танк, без опознавательных знаков, который мчался из занятого врагом города, обстреляли и наши артиллеристы. Однако в этот день Степан Горобец и его танк были неуязвимы.
В конце октября командование фронтом предприняло еще одну попытку освободить Калинин. С этой целью части 29-ой армии, которой командовал генерал-лейтенант Масленников, перешли под сильным вражеским огнем на правый берег Волги западнее города и завязали бои на Старицком шоссе у села Даниловское. Однако оборона немцев здесь оказалась прочной, и наступление не получило успеха. По приказу командования наши войска оставили занятый плацдарм и отошли за Волгу.
И в самом Калинине немецкие части не могли чувствовать себя спокойно. В городе действовало несколько подпольных групп, которые, установив связи с партизанами, держали фашистов в страхе.
Tverigrad.ru