Проблема безнадзорных животных, в частности собачьих стай, в последние недели широко обсуждается, в том числе и на федеральном уровне. Причем мнения на этот счет расходятся кардинально. В Оленинском муниципальном округе, к счастью, она не стоит столь остро, как на некоторых других территориях, однако поговорить о ней все-таки стоит. И сегодня наша собеседница – известная оленинская зоозащитница Светлана Ксюнина.
Не могу пройти мимо
– Сколько я себя помню, даже в самом раннем детстве, я постоянно жалела птиц, кошек, собак, других животных, помогала им, нередко приносила домой. А летом, в Воронино, куда приезжала к дедушке, возилась вместе с ним с колхозными лошадьми, а бывало, что и с оленями, и даже с лисами, которых приносили из леса и лечили. И разумеется, собиралась связать всю свою жизнь именно с животными. В 14 лет поехала поступать на ветеринара, но не стала. Почему? Очень просто. Еще при поступлении меня спросили: «А ты сможешь усыпить животное?». Я твердо ответила: «Нет». Для меня было неприемлемо даже подумать об этом. И забрала документы. А потом – как-то уже и не сложилось. Работала, в 1991 году окончательно переехала в Оленинский район, вышла замуж, потом стала индивидуальным предпринимателем… Но отношение к животным, конечно же, не изменилось. Я и теперь не могу пройти мимо голубя, кролика, собаки. Вот, кстати, у меня и сейчас кролик живет. Ну и собаки, конечно, тем более, что их, брошенных или дачниками, или фактически хозяевами, у нас все-таки немало. И очень хорошо, что я такая не одна, у нас уже сформировалась своего рода группа единомышленников, готовых помочь в сложной ситуации. Да и местная власть отнюдь не безучастна к подобным проблемам.
Совсем недавно, 31 января, в группе «Оленино – наш дом» появилось сообщение о том, что неравнодушные люди спасли брошенную в крайне истощенном состоянии овчарку в районе деревни Талица. Сейчас Каспера (так назвали питомца) активно лечат, откармливают. И результаты налицо: питомец активен, дружелюбен и скоро обретет нового, заботливого хозяина.
Откуда берутся стаи
– Проблема собак – это на самом деле проблема людей, их хозяев. Я много езжу по деревням и насмотрелась уже таких случаев, когда хозяин у собаки явно есть, а она – замерзшая, голодная. Я всегда вожу с собой корм, а некоторых, особенно в морозное время, приходится кормить прямо в машине. И они ее уже узнают! Сбегаются, виляют хвостами. Но спрашивается: а что же их хозяева? Ведь, если берешь животное, то надо нести и определенную ответственность за него! Вот говорят, стаи. А откуда они берутся, и почему становятся злобными? Да очень просто: если не сами эти собаки, то их родители наверняка были выброшены, забыты людьми. Ну, а голод неизбежно рождает и злость. Если собака сыта, зачем ей нападать на кого-то, тем более на человека? У нас в Оленино тоже есть такие: то ли совсем бесхозные собаки, то ли имеющие безответственных хозяев. Я их кормлю регулярно, нетрудно и не слишком накладно купить каких-нибудь куриных лап или голов. Так они меня буквально встречают около дома, виляют хвостами, стараются лизнуть. И, конечно же, ни на кого не нападают, ведут себя исключительно дружелюбно. Значит, наверное, проблема все-таки в этом? Ну, а если кричать на них, пинать, гонять, и не кормить, разумеется они будут и отвечать людям соответственно.
Тем не менее, серия нападений собак на людей, часть из которых закончилась трагически, вызвала огромный резонанс. На начало февраля в Госдуму поступило более 30 тысяч предложений, подразумевающих в том числе и пересмотр так называемого «закона Бурматова» 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Напомним, в рамках этого закона животных обязаны отлавливать, помещать в приюты для стерилизации и вакцинации, после чего отпускать в ту местность, где они были пойманы.
Надо жить по закону
– Я считаю, что главная проблема сейчас не этот закон, не то, плох он или хорош, а то, что деньги, выделяемые в том числе и на федеральном уровне для его реализации, очень часто просто уходят на другие цели или даже разворовываются. Не скажу про нашу область, у нас все же эта проблема так остро не стоит, но в тех регионах, где произошли и происходят трагические случаи, явно стоило бы обратить на это внимание правоохранительным органам. Есть ли там на самом деле приюты для собак, ведется ли та работа, что предусмотрена законом? Подозреваю, что нет. И, кроме того, хочу напомнить и о другом законе – статье 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными». Она предусматривает наказание от штрафов до 5 лет лишения свободы, а под «жестоким обращением», между прочим, подразумевается и истязание голодом, и отказ владельца от содержания животного, и неоказание животному помощи. Применяется этот закон, к сожалению, нечасто, но, честное слово, глядя на некоторых, вроде бы и «домашних» питомцев, так и хочется применить его к их хозяевам!
Что ж, чем закончится обсуждение этой темы в коридорах федеральной власти, мы, наверное, узнаем совсем скоро. Но, вне зависимости от этого, никто не снимет с нас самих ответственности за тех, «кого мы приручили». И очень хорошо, что есть неравнодушные люди, которые не пройдут мимо животных, попавших в беду. В том числе и у нас, в Оленинском муниципальном округе.