Памяти К.Я. Григорьевой

Не стало Клавдии Яковлевны Григорьевой. Все оленинцы знали и уважали семью Григорьевых. Они прожили вместе 70 лет. Михаила Андреевича не стало 5 февраля. Клавдия Яковлевна пережила его ровно на две недели…

Родилась она в декабре 1926 года в деревне Тараканово Оленинского района. Образование – высшее педагогическое. Общий трудовой стаж – 42 года. Преподавала Клавдия Яковлевна географию в Татевской, Оленинской средних школах, была директором Ленинской и Бобровской восьмилетних школ, исполняла обязанности инструктора Оленинского РК КПСС. На всех постах зарекомендовала себя как ответственный и добросовестный работник, отлично исполняющий порученное дело. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со Дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда».

Удостоена звания «Почетный гражданин Оленинского района».

Из воспоминаний Клавдии Яковлевны:
«В конце 20-х годов наша семья переехала на новое местожительство в деревню Карпово Ржевского района. Эта деревня, располагавшаяся на берегу Сишки, была большая и красивая, утопавшая в зелени и цветах. В ней много было не только жилых домов, но и всех необходимых хозяйственных построек. Жители любили свое село и много трудились, в том числе и наши родители; отец – Никитин Яков Никитич и мама – Александра Степановна. Они круглый год трудились на полях и фермах, а мы, дети, как могли, помогали взрослым. Народа было много, семьи многодетные, а деревни многолюдные. Тогда редко кто уезжал в город. Дети учились в школах. Я успела окончить семь классов Чертолинской средней школы. Детей в школе было много, наполняемость классов была большая: меньше 40 учащихся в классах не было.

Люди уверенно смотрели в будущее в надежде на благополучие и процветание.

Но… все планы и надежды были порушены в один день, 22 июня 1941 года. Весть о начале войны мужчины встретили с суровыми лицами, а женщины – плачем и причитаниями. Уже на следующий день мужчины ушли защищать города и села, а женщин, детей и стариков ожидали тяжкие испытания семнадцати месячной фашистской оккупации, унижения и издевательства, голод, холод, скитания, потери родных и близких.

Уже в первые месяцы войны мирные жители узнали, что такое артиллерийские и минометные обстрелы, бомбежки, и кто такие фашисты, которые уже в октябре-ноябре хозяйничали в наших домах. Они забрали хлеб, скот, птицу. Очень скоро не стало и нашей прекрасной деревни Карпово. Ее сожгли и разбомбили так, что просто смешали с землей. Уничтожены были даже деревья. Жители тогда говорили, что фашисты сделали это в ответ на то, что деревенская молодежь ушла в партизаны. Но мы – я, мама и двое братьев – в этом аду все-таки выжили, укрывшись в окопе, который находился в стороне от домов. Несколько дней мы оставались там, но наступала зима, было очень холодно и надо было куда-то уходить. В одну из ночей мы по льду, по замерзшей реке пошли в Тимохово, где жили наши хорошие знакомые. Они накормили, обогрели нас и дали ночлег, а утром мы продолжили путь в Тараканово к дедушке Степану и бабушке Марии Николаевне. Дорога пролегала через заросли кустарника. И все бы ничего, да как только вышли на поляну, сразу же попали в поле зрения шедших навстречу немцев. Нас остановили, стали раздевать и примерять нашу одежду на себя. Всю верхнюю одежду с нас сняли. Мать осталась без валенок и без шубы, я – без сапог. Остались мы фактически раздетые на морозе, но теперь уже нам главное было, чтоб отпустили. Они нас не задержали.

Мы пришли в Тараканово, это было наше спасение, так как от холода мы не чувствовали ног, сильно замерзли и устали, но были счастливы, что у нас теперь есть угол у самых близких и родных людей.

Несколько позже мы заняли холодный, но пустующий дом. Это жилье, как могли, на зиму утеплили: забили досками лишние окна, снаружи сделали из соломы завалины. Но все равно мы болели, так как были простужены. Я сильно страдала от фурункулеза. Болела и наша мама. Кроме лечебных трав, лечить ее было нечем, и без надлежащей медицинской помощи она умерла. А мы были дети. Мне было 14 лет, а братьям – одному десять, а другому шесть.

Как гласит русская пословица: «Одна беда не приходит, а все две да три». Мы потеряли брата Мишу. Он пошел носить воду, чтобы истопить баню, и нечаянно наступил на мину, а земля наша была нашпигована взрывоопасными предметами.

Так и жили мы с младшим братом. Немца прогнали. Закончилась война. Несмотря на мой юный возраст, меня назначили бригадиром в восстановленном колхозе, но уж очень хотелось учиться и, примерно через год, я опять пошла в школу. Окончив Чертолинскую среднюю школу, затем, желая стать учительницей, поступила в Старицкое педагогическое училище и, уже работая в школах Оленинского района, закончила факультет географии Калининского пединститута, его заочное отделение.

После окончания войны в нашем оленинском крае было очень тяжело и трудно. Все очень много трудились и, прежде всего, физически. Мне много раз приходилось ездить на лесозаготовки. Ездила на заготовку леса в Нелидовский лесоучасток: мы валили лес и отвозили его к реке, а там мужчины сбивали его в плоты и сплавляли вниз по реке.
Сколько же трудностей перенесло наше поколение и после войны!

Мы все очень много работали и учились, не зная ни дня, ни ночи. Мы были молоды, и нам хотелось быть нарядными и красивыми, но главное все-таки было не в этом, а в том, чтобы как можно скорей восстановить и залечить военные раны на нашей многострадальной земле, чтобы последующие поколения смогли жить спокойно, а страна чтоб быстрее стала могучей и богатой.

А брат мой, Александр Яковлевич, тоже много и долго учился, стал профессором, ректором сельскохозяйственного института, но рано, на 61-м году, скончался.

Я встретила на своем пути хорошего человека, Михаила Андреевича Григорьева. Мы создали семью. У нас добрые, любящие нас родные люди.

Мы всю жизнь трудились и учились. Но военные и послевоенные времена позабыть невозможно. Не дай Бог такому повториться…»

Кто знал К.Я. Григорьеву, всегда будут помнить её как доброго, трудолюбивого и порядочного человека, любившего людей и нашу оленинскую землю.

О. Дубов, Т. Дубова,
О. Богданова, Т. Сидорова, А. Смирнов, М. Тимофеев, Т. Богданова, А. Соболева, О. Варавина, О. Бойкова, Т. Матюшкина, М. Рябинин,
А. Сидоров, С. Крылов,
В. Бирюков, С. Ульянова, Д. Соколов, И. Тимофеева