Туд или не Туд? Страдания молодого Чехановски

Жил бы и жил спокойно Молодой Туд как обычное село на территории Оленинского муниципального округа. Так нет – некий Александр Чехановски (в другом написании – Чехановский, в третьем – Цехановский) попытался вдруг прославить его на весь мир. Правда, попытка оказалась неудачной, да и не слишком хорошо пахнущей, но – тем не менее. Домыслы Чехоновски об истории народа тудовлян, вероятно, пробудили чей-то интерес к ранней истории прошлого и позапрошлого веков. Недавно на эту тему был снят вполне достоверный фильм «Молодотудская свадьба».

История
от фольклористов

Началось все с того, что г-н Чехановски, к слову, никакого отношения к Молодому Туду не имеющий и никогда в нем не бывавший, пять лет назад озаботился вдруг судьбой тудовлян, которые действительно существовали, действительно так себя называли, действительно жили на северо-западе Оленинского округа и действительно, судя по целому ряду признаков, вели свой род из Белоруссии. Правда, было это лет 200 назад, и к настоящему времени даже особенный, присущий им говор, заметный у некоторых жителей еще в середине прошлого века, практически утерян.

Что ж, такое бывает. Народы, народности, отдельные их группы веками и десятилетиями мигрировали по территории нынешней России и оседали иногда в самых неожиданных, удаленных от их родины местах, образуя свои, в большей или меньшей степени, закрытые поселения, сохраняя на долгие годы традиции, культуру и свой язык.

Из наиболее близких к нам примеров можно назвать тверских карел, бережно сохранивших свою национальную идентичность до наших дней. Или тверских эстонцев, пусть и достигших в этом плане меньших успехов. Однако же нет никаких сомнений в том, что на огромной территории Верхневолжья в разное время жили, создавали свои поселения и другие народы. Но это было когда-то. Ассимиляция неизбежно играла свою роль, и сегодня их потомки, зачастую не без удивления, могут узнать о своем происхождении, своих корнях только из исторических исследований. Что ж, время – оно такое. Оно не только лечит людей, но и перемешивает народы.

То же самое произошло и с тудовлянами. Сегодняшние жители Молодого Туда единодушно считают себя русскими людьми, хотя многие все же помнят о своих корнях. Не помнили бы, так не появилось бы и этого фильма «Молодотудская свадьба», созданного Тверским фольклорным ансамблем «Славяночка». В ленте воссозданы древние свадебные обряды тудовлян, а материалы для нее были записаны в ходе экспедиции еще в 1984 году – почти 40 лет назад. Фильм сам по себе весьма интересен, по словам автора, руководителя ансамбля «Славяночка» Светланы Лебедевой, в нем тщательно соблюдены не только сами обряды, песни, традиции, но даже одежда, уклад и язык. Да, язык весьма близкий к белорусскому. Что подтверждают и оленинцы, мол бабушки рассказывали, что жителей тех мест понять было непросто. Но то было в прошлом, хотя и не столь уж далеком.

История
от авантюриста

А теперь вернемся к г-ну Чехановски и к его «заботе» о тудовлянах. Выглядит эта забота как-то странно. Сначала, правда, всё было довольно-таки мирно, и даже с претензией на некую историчность, заботу о возрождении традиций: Чехановски создал в соцсетях группы для тудовлян, призывал тех, кто себя таковыми считает, собираться в них. Но потом началось нечто малообъяснимое: косяком пошли так называемые «петиции». Мы не будем заострять внимание на том, что подписание, а тем более создание всевозможных «петиций» в Интернете – дело абсолютно бесполезное, бессмысленное (если не считать «самопиар» организатора) и даже вредное, ведь неоднократно данные подписантов попросту уходили к мошенникам. Однако вызывают вопросы и сами требования петиций «от Чехановски»: сначала он призывает (кстати, кого именно?) признать тудовлян белорусами, а затем, спустя всего лишь год, уже поляками! Причем, разумеется, сами петиции сформулированы именно так, будто бы просят этого сами тудовляне, а не персонально пан Чехановски.

Что ж, если в сравнении тудовлян с белорусами еще есть какое-то здравое зерно, то найти его в сравнении их с поляками, мягко скажем, затруднительно. Хотя бы потому, что присущее тудовлянам истинно белорусское «цеканье» трудно спутать с польским «пшеканьем», а приверженность их православию (как и большинства белорусов) – с польским католицизмом. Но факт – есть факт. Чехановский «переобулся на лету» и, непонятно почему и зачем, «изобрел» польское происхождение тудовлян. В угоду неким политическим веяниям? Возможно. Во всяком случае, сам он этого не объяснил никак и не собирается, попытки связаться с ним закончились неудачей. Зато немногочисленных участников своей группы он с удовольствием просвещает по вопросам переезда в Польшу, получения «карты поляка» и иным эмиграционным нюансам. Может быть, просто сам хочет уехать в Европу под предлогом «спасения бедных тудовлян»?

Одним из последних проявлений активности Чехановски в соцсетях стал его призыв осенью прошлого года, накануне Всероссийской переписи населения: «15 октября важный день для тудовлян, для всего польского населения Тверской области. Участие в переписи подтвердит наши законные притязания на права малого народа Тверской области. Это даст нам шанс требовать от государства своих прав, привилегий малых народов, получать образование на родном языке и многое другое». Призыв этот, судя по всему, не нашел отклика в сердцах молодотудцев, как и упомянутые петиции. Подробных результатов переписи пока еще нет, но, судя по беседам с местными жителями, вряд ли кто-то из них решил записать себя тудовлянином. «Я – русский, я – русская», – считают они. Соответственно и очередную, предновогоднюю петицию от Чихановского «Народность в Тверской области просит сделать польский язык официальным» не только не поддерживают, но даже и не читали.

Ну, а фильм получился неплохой. Полезно и любопытно посмотреть каждому. И не только молодотудцу, и не только оленинцу. А Чехановски с его поляками тут совсем ни при чем.

Олег Дубов, глава Оленинского МО:

– Я думаю, что история тудовлян для Чехановски (или Цехановского) – это лишь средство самопиара и попытка стать виртуальным «лидером» исчезнувшего народа. Раньше он пытался сотрудничать с белорусской оппозиционной прессой, теперь переключился на польскую. Особый интерес Чехановски проявляет к возможностям, которые имеются у поляков для въезда на историческую родину. Ведь то, что он делает в сети Интернет, это не какие-то исторические исследования,а попытка создания сепаратизма там, где его никогда не было, и попытка переписать нашу историю в меркантильных целях. Человек просто очень хочет уехать в Европу…