В один из теплых осенних дней я решил сходить в соседнюю деревню Алферово, тем более, что появился повод – приехали мои московские родственники, семья Смирновых.
Погода выдалась на редкость солнечной и благоприятной для моего похода.
До деревни Ревоты шел по гладкой, грейдированной дороге, а дальше пошел до Долгиновки, а там уже и до моей цели недалеко.
И вот я в Алферове, и дом моей родни. Кстати, сам дом непростой, с историей. Ему стукнуло 105 лет! В те времена, если и строили что-то, то на века.
Навстречу мне вышли хозяйки дома – Галина и дочь ее Таисия. Наконец-то, они смогли вырваться из суетливой, вечно спешащей Москвы в родовое гнездо. Пригласили в дом, и мои гостинцы оказались кстати.
За чашкой ароматного кофе и прошла наша беседа.
До войны в деревне был свой колхоз «Призыв к коммунизму», который, после укрепления, стал называться «Путь к коммунизму». Центральная усадьба находилась в деревне Гришино. В колхоз тогда входили пять деревень: Алферово, Долгиновка, Екимово, Гришино, Вязоваха. Церковь и погост находились в селе Матренькино. Церковь разрушили после революции, остался лишь святой колодец. По преданию, этот колодец существовал очень давно, только был он обычным родником. Однажды, на церковный праздник Троерукой Божьей Матери, из него появилась икона с ее изображением. После этого рядом построили церковь, а вода в колодце стала святой. Родник в народе получил название «Троерушный», и после этого на родник стали приходить люди за водой, чтобы исцелиться от болезней. А особенно чудотворной становилась вода именно на этот праздник.
Дети в школу ходили в деревню Климовка. В Улейках находилась изба-читальня, туда ходили за книгами. А в деревне Гришино была пасека и яблоневый сад. В лучшие годы в Алферове была ферма, большое сушильное хозяйство, ремонтные мастерские, конюшня, а еще – свой клуб, контора, магазин, библиотека.
В перестройку большое хозяйство было разорено и разворовано. Тянули все, что можно.
Сейчас в Алферове осталось всего шесть жилых домов. Хлеб и остальные продукты привозит автолавка. Есть колодец – без воды здесь не сидят. Дорога в любое время года грейдируется. Кладбище в Матренькино – обкашивается. На въезде в деревню установлена вывеска с названием деревни.
Долгое время в Алферове находилось братское захоронение, за которым ухаживали местные жители. Но время стремительно мчится вперед, оставляя за собой частичку прошлого. Долго решался вопрос о перезахоронении останков погибших воинов, и в конце концов все пришли к единому мнению, и перезахоронение состоялось. Останки воинов были захоронены в братской могиле на центральной усадьбе в деревне Глазки.
Мы еще долго беседовали, но время поджимало, и мне надо было прощаться с гостеприимными хозяйками Смирновыми Галиной и Таисией. Они – молодцы, не забывают свое родовое гнездо, свою деревню.
Всю обратную дорогу домой я думал лишь об одном: дождемся ли мы те благословенные времена, когда будут говорить не «Прощай, Алферово!», а «Прощай, Москва! Здравствуй, Алферово!»
В. ГРОМОВ