Я хочу сегодня рассказать о замечательном человеке, Таисии Павловне Косенчук, чьи биография и трудовой путь действительно заслуживают того, чтобы остаться в нашей памяти навсегда.
Таисия Павловна родилась в 1935 году в деревне Алферово. Как и все ее сверстники, шестилетняя Тая мечтала о сказке, которая ей обещала светлое будущее.
Но проклятая война перечеркнула все ее мечты. В одночасье сказка рассыпалась, а жизнь ее семьи (мамы, бабушки, четырех братьев и двух сестер) остановилась с приходом в деревню немцев.
Говорят, что детские воспоминания самые яркие. На всю жизнь запомнила она появление оккупантов в деревне. Как только фашисты подошли к их дому, из конуры выскочил пес и укусил за ногу одного из непрошеных гостей. За что сразу же поплатился своей жизнью. Громко смеясь, немцы стали отлавливать кур, зарезали поросенка и увели со двора корову. Всю их семью выгнали из дома в баню, а сами заселились в избе.
Деревенские ребятишки, в том числе и братья Таи, как могли, вредили установившемуся режиму. Однажды они подожгли склад. Фашисты устроили обыск, но так и не нашли виноватых.
А на фронте бил врага еще один из ее братьев. Бил так, что земля горела под ногами оккупантов. Догнал зверя до самого его логова, до Берлина. И вернулся в родные места героем, вся грудь его была в орденах и медалях.
И вот долгожданное освобождение! Таисии уже восемь лет, и наравне со взрослыми она работает в колхозе. А зимой учится в школе в деревне Улейки. Тогда им, школьникам, помимо учебы приходилось много работать.
Большинство мужчин или погибли на фронте, или еще не вернулись домой. Жизнь сложилась так, что Таисия Павловна уехала в Москву, поступила в медицинским техникум, выучилась на акушера и долгие годы работала по этой, однажды избранной, профессии. Но, даже став жительницей столицы, никогда не чуралась своих корней. Каждое лето приезжала к себе на малую родину в Алферово в свой родимый дом. В любви к этим местам воспитала она свою дочь и внучек Олю и Тасю. Делилась с ними своими воспоминаниями о пережитом.
Нет уже с нами Таисии Павловны. Но, как говорят, человек жив, пока живет о нем память.
В. Громов