Мир многогранен и удивителен. Человек созерцающий ощущает это ежедневно. Много пищи для размышлений о странностях и особенностях бытия дает нам научная литература и, иногда, даже некоторые телевизионные познавательные передачи.
Посмотрел тут на днях документальный фильм о простейших микроорганизмах, вспомнил кое-что из школьной программы, сопоставил с общественной жизнью людей и пришёл к интересному выводу: простейшие не так просты, а человеческие сообщества не так сложны для понимания, как это кажется на первый взгляд.
Итак, кто же такие простейшие? Из курса зоологии все мы помним амёбу и инфузорию-туфельку. Знаем, что эти микроорганизмы состоят из одной клетки. Передвигаются с помощью ложноножек и ресничек, питаются какими-нибудь твердыми частичками, чаще «коктейлем» из воды и микроскопических растений. Помогают им питаться митохондрии, пищеварительные и сократительные вакуоли.
К мыслительной деятельности простейшие из-за отсутствия мозгового аппарата не способны, но вот действовать по наитию или, лучше сказать, природному инстинкту вполне могут. Простейших на планете много, и все они – паразиты! Среди них есть гетеротрофы, получающие полезные вещества из готовой пищи, автотрофы, синтезирующие органические вещества из неорганических источников, и миксотрофы, получающие пищу разными – и тем, и другим – способами. Размножаются делением клеток и переносом ядер от одной одноклеточной особи к другой. При этом учёные пока еще не выяснили принадлежность одноклеточных к полу. Несмотря на то, что одноклеточные – организмы-одиночки, в момент опасности или уменьшения кормовой базы они образуют сообщества или колонии, которые составляют многоклеточный псевдоорганизм. Странно, но они очень похожи на некоторых людей!
Не верите? А зря! Разве нет среди нас людей, совершенно неспособных к мыслительной деятельности? Да сколько угодно! А паразиты? Сколько таких у нас развелось в конце восьмидесятых – начале 90-х! Присосались кто к стратегическим отраслям и предприятиям, кто к бюджету, кто к зарубежным денежным потокам и жили – не тужили, думая только о том, чтобы не иссякла кормовая база. Тут тебе и гетеротрофы, и миксотрофы, и автотрофы в полном комплекте! Что касается половой идентичности, так и тут у некоторых людей дела обстоят так же, как у одноклеточных. Сколько у нас бесполых и многополых? Хоть пруд пруди! А уж в сообщества, в меняющихся не в их пользу условиях и при уменьшении кормовой базы, собираются не хуже инфузорий! В паразитические сообщества.
Предвижу недоумение некоторых читателей, которые скажут:
«Вот нагородил, ничего не разберёшь!»
Ну что ж, попробуем конкретизировать!
Поскольку простейшие – существа неразумные, то они не могут иметь ни имен, ни фамилий, ни аккаунтов в соцсетях, однако имеют их, правда, глядя на эти аккаунты, трудно определить возраст, пол, фамилию и облик одноклеточных, притворяющихся людьми. Не поверите, но некоторые из этих микроорганизмов утверждают, что умеют читать и способны к аналитическому мышлению. Есть у них даже своя колония, то есть некий псевдоорганизм в виде струи, на вершине которой высшие представители этого штамма выживают за счёт низших. А у иных есть даже ИНН и неплохие финансовые показатели, и являются некоторые амебы даже руководителями фирм! И фирмы эти пилят, продают, валят и перепродают, покупают и предлагают. И если задаться целью «раскрыть тему», то может выйти вполне интересная картина!
Вы скажете: такого не может быть, «потому что не может быть никогда», а я вам на это отвечу: а как же нос майора Ковалёва, одетый в мундир чиновника, ездивший в карете и молившийся в Казанском соборе? То -то же! «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, – редко, но бывают».
Василий ОБУХОВ