Звуки разные важны…

С 14 ноября 2004 года в нашем календаре появилась еще одна значимая дата – Международный день логопеда – профессиональный праздник представителей одной из важных социальных профессий, в которой одновременно сочетаются и учитель, и врач, и психолог.

Как рассказала руководитель Центра психологической службы педагог-психолог Оленинской средней школы Е.А. Гуркова, одним из приоритетных составляющих в данном направлении педагогической работы является логопедическая служба. Ее цель – оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, а также в освоении общеобразовательных и адаптированных учебных программ.

– К сожалению, далеко немногие знают, какую проблему решает логопед в современном обществе, недооценивая таким образом важность этой профессии. Уже начиная с детского сада, родители должны прислушиваться к тому, как ребенок говорит. Ведь все проблемы с речью, нерешенные в раннем возрасте, «подрастут» вместе с ним. А неправильное звукопроизношение может привести к трудностям в овладении письмом и чтением. Вот почему ранняя диагностика речевых отклонений является залогом успешных логопедических занятий, а значит – правильного и своевременного усвоения ребенком учебных программ, – поделилась Елена Анатольевна.

В Центре, который в течение нескольких лет располагается на базе Оленинской средней школы, работают два учителя-логопеда: Н.Н. Орлова и Н.В. Могучая. Накануне профессионального праздника мы побывали в образовательном учреждении и побеседовали с одним из специалистов.

В ходе разговора Наталья Владимировна объяснила, что ежегодно с 1 по 15 сентября проходит обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов, по результатам которого формируются логопедические группы для детей с нарушениями. Эти занятия позволяют не только корректировать ритм, темп, речь и голос, но и устранять все недостатки на письме.

– К сожалению, как показывает практика, в первый класс идут ребятишки более чем на 50% страдающие различными речевыми нарушениями. В этом учебном году логопедические занятия посещают 30 воспитанников и 9 предложены консультации. С каждым ребенком мы проводим еженедельные занятия, которые включены в учебное расписание. Кроме этого, учащиеся посещают индивидуальные, групповые и подгрупповые уроки по логопедии, а совместно с родителями – консультативные занятия, на которых учитель-логопед дает необходимые рекомендации. В конце учебного года снова проводим обследование письма и звукопроизношения, чтобы четко определить, нужны ли ребенку дальнейшие занятия.

Самое главное в нашей работе – не оставить своего воспитанника наедине с проблемой. Поэтому для успешной коррекционной работы необходим комплексный подход с помощью объединенных усилий специалистов и родителей, – рассказала Н.В. Могучая.

Свои же занятия Наталья Владимировна строит в зависимости от личностных особенностей и возможностей характера каждого ребенка. Она занимается с малышами, корректируя не только их речь, но и психологическое состояние и воспитание. А когда ребенок будет готов работать на групповых занятиях – помогает ему общаться с другими детьми уже в коллективе. И не случайно одним из главных методов в работе у логопеда является игра. Как говорит сама Наталья Владимировна, дети любят фантазировать, тем самым, незаметно для себя, получая необходимые знания. Также учатся выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику, правильно произносить звуки, четко проговаривать сложные слова, составлять предложения и рассказы. Кроме этого, опытный педагог использует многочисленные методы и приемы, которые помогают развивать речь.

Наблюдая за специалистом во время ее работы, можно сделать вывод, что Наталья Владимировна – необыкновенно открытая, общительная и творческая личность. Ее проницательный взгляд, безграничная готовность помочь располагают ребят к откровенной беседе, а спокойный, мягкий, но в то же время чуточку требовательный голос с первых фраз настраивает на рабочий лад.

На вопрос: «Любите ли Вы свою работу?», Наталья Владимировна, улыбаясь, ответила:

– Как можно не любить свой труд, если его результатом являются успехи твоих воспитанников?!

Несомненно, от плодотворного взаимодействия логопеда и ребенка в дальнейшем зависит результат его обучения. Ведь правильно поставленные звуки помогают ученику быстро и верно усваивать правила русского языка, который напрямую связан со всеми школьными предметами.

Мы поздравляем наших уважаемых педагогов-логопедов с профессиональным праздником. Желаем всем крепкого здоровья, творческих успехов в работе и благодарных учеников!

Е. ИВАНОВА