Наступивший год объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом педагога и наставника. Поэтому логично, что самой первой публикацией нашей рубрики в этом году станет беседа именно с педагогом, причем педагогом с огромным и многогранным опытом – с заместителем директора Оленинской средней школы Еленой Анатольевной Гурковой, на днях отметившей юбилей.
Географ
и психолог
– Родилась я в деревне Татево, но жили мы там недолго, – переехали в Бобровку, где я окончила восьмилетку, а среднее образование получала уже в Оленинской средней школе. И именно благодаря нашим прекрасным педагогам, в первую очередь, моей любимой учительнице Эмилии Никитичне Бибиковой, у меня и родилось желание стать педагогом. И именно учителем географии, как она. Вот я и пошла учиться в Тверской государственный университет. Окончила его в 1988 году, училась долго, так как наложилось замужество, затем рождение первого ребенка, вернулась в Оленино, и только тут, не без удивления, поняла, что учителем географии устроиться непросто, предмет этот не из числа основных, ставки заняты, да и нагрузка относительно небольшая. Поэтому сначала работала в Отрадновской школе преподавателем математики, затем 11 лет – директором детского сада Льнозавода, потом некоторое время в Оленинской средней школе психологом (кстати, это были очень интересные времена, период экспериментов), получила в это время второе высшее образование – психолога. После этого мне предложили возглавить коррекционную школу. Ну, а 6 лет назад меня пригласили в Оленинскую среднюю школу на должность заместителя директора, где и работаю до сих пор.
Осталось добавить, что у Елены Анатольевны две дочери и уже двое внуков. Дочери, правда, не пошли по стопам мамы, получили высшее экономическое образование. Некоторое время работали в Оленино, но затем вышли замуж и разъехались, старшая – в Нелидово, а младшая – в Краснодар.
Кто придет
на смену?
– В учителя всегда шли не слишком охотно, даже в советское время. И это, конечно, большая проблема. Да, растет материальное обеспечение школ, появился новый научный системный подход. Ничего не стоит на месте, всё постоянно меняется, улучшается, меняется и сама специфика педагогической работы. Вот, например, раньше требовалось только проходить курсы повышения квалификации по своему предмету по ФГОС раз в пять лет. Сейчас эти курсы идут постоянно, и по самым разным профилям: цифровые технологии, воспитание, классное руководство. Но вот преподавательский состав, и не только у нас, а везде – возрастной. Кто придет на смену? К нам в прошлом году пришла молодая учительница, в этом – еще одна, но этого все равно мало. Сейчас у нас в школе 10-й класс стал классом психолого-педагогического профиля. Два года дети будут углубленно знакомиться с профессией преподавателя, и хочется надеяться, что кто-то из них по окончании школы выберет именно этот путь. А на днях у нас в школе прошел День самоуправления – ученики и этого класса, и других, «превратились» в учителей: сами вели уроки у младших классов, организовывали полезное времяпровождение, развивающие игры у малышей на переменах, следили за порядком и дисциплиной. В общем, взяли на себя все функции «взрослого» руководства. Было очень интересно и полезно, детям очень понравилось, и они даже предложили продолжить некоторые составляющие этого эксперимента на постоянной основе.
День самоуправления был проведен именно в эти дни не просто так: руководство школы специально приурочило его к началу Года педагога и наставника, в своем роде открыло этот год таким необычным экспериментом. Но что дальше? Чего ждет Елена Анатольевна от этого года, от этой федеральной инициативы в целом?
Родители – тоже наставники
– Перечислять здесь можно много. Ведь, к сожалению, престиж профессии педагога, по сравнению с советскими временами, сильно упал. И главным результатом такого падения, наверное, можно считать тот печальный факт, что педагог и родители зачастую перестали работать «в одной упряжке». И это при том, что родители – тоже наставники, и очень влиятельные. Раньше они воспитывали у детей уважение к педагогам, учили их во всем слушаться своих учителей, сейчас же – всё не так. Нередко и даже очень нередко бывает, что какие-то инициативы школы наталкиваются на неявное, а то и открытое сопротивление родителей, а такое в прежние времена было просто немыслимо. Казалось бы, в основном, как говорится, «по мелочи», но всё большое, важное, складывается именно из мелочей. Это, пожалуй, главное, о чем стоит сказать в начале Года педагога и наставника. Хотелось бы, конечно, и уменьшения «бумажной» нагрузки, которой, впрочем, было немало в любые времена. И более взвешенного, объективного отношения к педагогам на аттестациях, когда учитываются в первую очередь реальные образование, способности, опыт, стаж, а не просто количество всяческих справок и грамот. Думаю, что со временем всё это, конечно, нормализуется, ведь большие, системные преобразования в этой сфере начались относительно недавно, но хотелось бы, чтобы это произошло поскорее.
Действительно, преобразования в сфере образования только начались, а Год педагога и наставника – лишь один, хотя и немаловажный, их этап. Так что будем надеяться, что уже в ближайшем будущем внимание и объективность по отношению к учителям вырастут, родители вспомнят, что они – тоже наставники, а престиж профессии педагога в целом вернется на прежний, высокий уровень. И станет эта профессия привлекательной для молодых людей. Будем считать, что всё только начинается.
С. ВЛАДИМИРОВ