Что мы, дети 21 века, знаем о Великой Отечественной войне? Да практически ничего. Я – ученица 8 класса, и этот период истории нашей страны в школе пока ещё не изучали. Поверхностные знания основаны на рассказах родителей, которые о событиях тех лет знают от своих пап и мам, бабушек и дедушек, и передают их от поколения к поколению. Помню, когда я была в четвёртом классе, мама дала мне табличку с портретом моего прадеда, и я на 9 Мая шла с ним в «Бессмертном полку». Она хоть и рассказывала о его подвиге, о медалях, о послевоенной жизни, но, честно говоря, всё это я воспринимала как-то абстрактно. Вероятно, была ещё слишком маленькой для восприятия такой информации, а может быть нам всем трудно понять, что же пережили наши люди в то ужасное время.
Став немного взрослее, я решила всё-таки посмотреть на портале «Подвиг народа», что же такого сделал мой прадед. Выписка тех лет меня весьма впечатлила… Сами можете посмотреть и прочесть! (Изложение личного боевого подвига
Красноармеец Крылов Александр Григорьевич, находясь на фронте при 940 Стрелковом полку на Калининском фронте под городом Ржевом, при выполнении боевого задания командира батальона в обеспечении связи с подразделениями был тяжело ранен 4 марта 1942 года. Несмотря на тяжёлое ранение, красноармеец Крылов сумел доложить командиру батальона о выполнении его приказа и место нахождения подразделения.
Портал «Память народа»).
Что меня смутило, а может быть и не смутило, а направило совсем на другой путь. Я помню рассказы мамы о её дедушке: во время войны, в одном из боев, он потерял ногу, а затем, уже в мирное время, ампутировали и вторую. Передвигался на деревянной низенькой коляске, которая была похожа на санки, только на колёсиках. «Мне тогда было года четыре, я толком его и не помню, но эта картинка из детства почему-то сохранилась в памяти. Дед сидит посреди кухни, а жили они тогда в Ржеве, я бегаю вокруг него, а ведь мы почти одного роста. Мне – весело… А бабушка говорит: «Ты деду все ноги оттоптала!» Я сначала задумалась, обошла вокруг и громко заявила, что у него их и так не было», – вспоминает мама.
Помню, как я сердилась в четвёртом классе за шествие в «Бессмертном полку» с фотографией прадеда, уж очень хотелось домой, чтобы побыстрее окунуться во Всемирную паутину. Сейчас я полностью пересмотрела свои жизненные взгляды. В прошлом году вступила в ряды юнармейцев в нашей школе. И теперь каждое мероприятие я стою в рядах своих единомышленников, для которых слово «война» – не пустой звук.
Почему так случилось с моим мировоззрением? Дата, с одной стороны, всего лишь дата, а вот случайна ли она? Мой прадед совершил подвиг 4 марта, именно в этот день освободили Оленинский район от оккупантов. Случайность? Может быть, но теперь я хочу знать ещё больше о прошлом. В этом году исполнится 80 лет, как оленинцы стали свободны от немецко-фашистских захватчиков. Сколько судеб сломано, сколько семей попало под жернова убийц, а по-другому их назвать нельзя. У нас в округе есть священное место, где были буквально растерзаны и уничтожены местные жители – памятный знак в деревне Громовка, которой уже нет. Осталась только память…
Жители деревень Громовка и Веловашки. Их разделяло поле, а объединило – общее горе. В деревне Громовка Бобровского сельсовета находился штаб карательного отряда. Гитлеровцы поставляли в этот штаб всех задержанных и подозрительных. После ужасных пыток и издевательств несчастные выводились к противотанковому рву и расстреливались. После освобождения района от немецких оккупантов в противотанковом рве было обнаружено более двухсот трупов.
Газета «Путь Ленина»
19 декабря 1943 г. №45 (1818)
Акт
«О зверствах немецкого карательного отряда СС в дер. Громовка Оленинского района Калининской области.
24 марта 1943 г.
(ПАКО, фонд 147, опись 9, дело 127, лист 38.)
Штаб карательного отряда располагался в дер. Громовка Бобровского сельсовета Оленинского района Калининской области в доме колхозника Алексея Крылова, семья которого выселена была в дом другого колхозника.
Под окном штаба находилась камера заключения, приспособленная в совершенно холодном амбаре, с большими сквозными щелями, с проделанным открытым окошечком для света, величиной не более 7 см в диаметре. Никаких отопительных приборов камера не имела. Люди содержались в ней в зимнее время 1942/43гг. – ноябрь, декабрь, январь и февраль. В штаб карателей приводились советские граждане из соседних деревень района, подозреваемые в недовольстве фашистской властью или состоящие в родстве с руководителями или активистами района.
Приводимые на допрос советские граждане, независимо от возраста, подвергались ужасным пыткам и унижениям, после чего замученные отводились, раздетые и босые, в противотанковый ров, находящийся в 250 метрах от дер. Громовка, где после рытья для себя могилы несчастные расстреливались, а одежда убитых, пригодная к носке, делилась среди палачей, непригодная и испорченная в процессе пыток сжигалась.
Осмотр вырытых нами из могильного рва 24 трупов замученных советских граждан подтвердил чудовищные зверства фашистских палачей. У некоторых трупов переломлены кисти рук или вовсе вывернуты в локтевых суставах, пальцы выломаны. У большинства женских трупов руки до локтей обожжены, а глаза – выбиты. На остальных частях тела видны следы многочисленных ударов и ранений.
Из числа открытых трупов местными гражданами с трудом опознаны труп Григория Емельяновича Зайцева, 60 лет из дер. Алексино Вязовахинского сельсовета, отец партизана, действовавшего в районе; Елены Зайцевой, 39 лет из той же деревни, жена партизана; Антонины Николаевны Михайловой, 39 лет из д. Холменки Завидовского сельсовета; Сергея Громова, 50 лет из дер. Митькино Молодотудского района. А всего убито, замучено и сброшено в противотанковый ров, по утверждению жителей, свыше 200 советских граждан, трупы которых пока еще укрыты глубоким снегом».
Есть воспоминания очевидцев, которые, к счастью, сохранились. Зоя Павловна Громова при жизни рассказывала, что, будучи ребёнком восьми лет, она всё это видела. И благодаря её детской памяти, удалось найти место, где всё это происходило. Теперь здесь установлен памятный знак, который напоминает нам о том, что воевали не только армии и солдаты, страдали все: от мала до велика, а в наше время туда приходят те, кто помнит об этих зверствах. Вы можете представить себе поле, русское берёзовое поле? Среди нашего русского символа, именно этого дерева, простилается дорога к этому памятному знаку в Громовке, где покоятся русские берёзки, ставшие тогда прутиками одного веника, который не смогли сломать фашисты. Теперь здесь зимой родные снежные пейзажи, а летом колосятся ромашки и васильки, тихо, спокойно, и только соловьиная трель раздаётся на заре: «Спите все, спите спокойно, родные нам всем!»
22 июня для каждого жителя России и республик ближнего зарубежья является не простым днем календаря, а датой, носящей имя собственное, давшее начало самым страшным и трагическим событиям за всю историю российской государственности – Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Можно рассуждать на эту тему очень много, но мы не должны забывать про нашу историю, про тех, кому мы обязаны за мирное небо над головой. За наше беззаботное детство мы должны благодарить именно их, погибших в те годы. А мы – нынешнее поколение, можем только с благодарностью вспоминать о наших предках, отдавших свои жизни за Родину. А сегодня Родина вновь в опасности, и вновь солдаты гибнут… И вновь появляются памятные места, пока ещё не с мирными жителями, не дай Бог, будут и такие. Молодёжь Интернета это плохо понимает, как когда-то не воспринимала и я. А сейчас, юная девушка, стою в форме юнармейца каждую памятную дату и надеюсь, что это всё в прошлом. И как бы ни было холодно на ветру, под дождём, среди колючих погодных условий, хочется верить в будущее – моё и моих детей, внуков и правнуков, как верили тогда наши прадеды…
Мария Иванова,
ученица 8 а класса Оленинской
средней школы