Кресло меняет человека. А потеря кресла – меняет тем более. Прекрасный, ярчайший пример этого – последние пять лет жизни и борьбы всем знакомого персонажа, именно за эти годы и заработавшего себе второе, неофициальное, имя – Фрекен Бок. Заработавшего (точнее – заработавшей) совсем не просто так.
В течение долгих лет она возглавляла районную газету и считалась, в связи с этим, человеком, вхожим в коридоры власти, и едва ли не единомышленником ее руководства. Но то уже тогда было фикцией, обманом, поскольку «фига в кармане» главного редактора с годами разрослась настолько, что стала затмевать собой все остальные выпуклости фигуры. Чего стоят хотя бы регулярные жалобы ее в определенных кругах на то, что, якобы, «в газету идут письма, на которые власть запрещает реагировать и, тем более, их публиковать». В подтверждение чего демонстрировались некие анонимки, как выяснилось позже – авторства самой жалобщицы. Да, политика районной власти всё более расходилась с собственными представлениями редакторши, и уже тогда она начала всё больше сходиться с единомышленниками «с другой стороны баррикад».
Видела ли это районная власть? Конечно, видела. Но в тот период не могла ничего поделать из-за поддержки будущей Фрекен Бок со стороны некоторых фигур во власти областной. Особенно в большом почете она была в «зеленинские» времена. Даже несмотря на то, что со временем она начала и открыто саботировать распоряжения руководства, и даже публиковать на страницах издания откровенно противоречащие заявленной информационной политике материалы.
Многие знают, как сразу после местных выборов 2010 года уже было решено поменять главного редактора, резко «сменившего ориентацию» в конце избирательной кампании, когда ситуация закачалась. Но все закончилось звонком из очень высокого кабинета, буквально на второй день после инаугурации. Главе района приказали переназначить героиню нашего повествования на весь пятилетний срок, что и было сделано.
Районная власть была прекрасно осведомлена и о финансовой стороне деятельности главреда. Она не выделялась новизной, была вполне популярной в среде стяжателей разного рода, но, тем не менее, работала и приносила Фрекен Бок немалые доходы. Все просто: «экономия», за имеющиеся в редакции почти десяток вакансий, выплачивалась в карман главного редактора. К тому же в штате числились и ее муж, и ее сын, по профилю своей основной работы никак не способные заниматься чем-то еще и на благо газеты. Тем более, супруг, будучи полностью загружен врачебной деятельностью, даже физически не смог бы выполнять работу редакционного водителя – просто из-за отсутствия времени. Да и, якобы, имеющихся в редакции уборщиц, как выяснилось, тоже не было: их функции выполняла (или не выполняла) сама главный редактор, таким образом аккумулируя в семейном бюджете практически все деньги, выделявшиеся на функционирование районной газеты. Формально закон не нарушался, ведь премии за счет экономии выплачивать можно. Реально же это была безотказно работающая «кормушка». А местная власть, видя и понимая происходящее, не могла пойти на конфликт с редактором и ее мощными региональными покровителями. Разумеется, как только «крыша» главного редактора в областной власти покинула свое место и лишилась своего влияния, сразу же было принято решение об увольнении вместе со всем семейством. А попутно – и решение, не позволяющее в дальнейшем вытворять такие «финансовые финты» за счет редакции будущим главредам. Штат был сокращен вдвое – и все это только за счет вакансий. Процесс производства газеты при этом никак не пострадал.
Кстати, о предстоящей смене руководства газеты было известно заранее. В ноябре 2016 года глава округа объявил на партконференции о предстоящем омоложении руководящих кадров, а под новый 2017 год сообщил редактору, что ее служебный контракт, истекающий 1 июля, продлен не будет. Не потому ли она, неожиданно для многих, оказалась в числе лидеров майского «майдана», когда часть бизнеса и старой «элиты» вложили все силы и средства для того, чтобы одним ударом «снести» действующую власть?
Стоит отметить, что кадровое решение главы о смене руководства газеты позволило не только пресечь мутную финансовую схему и отодвинуть от идеологической работы человека, во всех смыслах того, недостойного, но и сделать саму газету значительно лучше, качественнее, привлекательнее. Сегодня это издание считается одним из лучших периодических изданий области.
А что же бывший главред? Ну подумайте сами: как мог человек, считавший свою должность едва ли не пожизненной, единолично и без опасений распоряжавшийся всей редакционной «казной», превратив ее фактически в казну семейную, отреагировать на внезапную (для него) потерю всего этого благосостояния, статуса и, вообще, великолепия? Ну, а если вспомнить про разросшуюся до неприличия фигу в кармане, то дальнейший жизненный путь Фрекен Бок был вполне предсказуемым: прямым ходом в немногочисленную, но изрядно пованивающую компанию «борцов с режимом». Пованивающую кстати, не только спиртными парами, но и иными веществами, за распространение которых вскоре получил вполне заслуженный срок сынок. Возможно, на семейном совете было решено компенсировать выпавшие доходы именно таким образом, да что-то пошло не так.
И что же сегодня? Сегодня Фрекен Бок – одна из основных, наиболее активных и трудоспособных деятелей всем известной группы повышенной вонючести. Народу там немного, но каждый как клоп, который мал, да… Ну вы поняли. Тем более, что каждый из них завел привычку писать не только от своего имени, но и от двух-трех вымышленных, создавая таким образом иллюзию массовости, массового общественного протеста…
Против чего? Да против чего угодно. Против выборов, их организации и, главное, против их результатов. Против закрытия обезлюдевшей Холминской школы и против сохранения школ в других деревнях. Против инициированных администрацией проектов, которые, якобы, «не нужны». Против сохранения муниципальных предприятий. Причем открытая ложь в этих опусах присутствует в размере вполне достаточном для того, чтобы любой вменяемый человек мог оценить «качество медиапродукта» самостоятельно. Вспомним хотя бы басню об «оклеенном клеенкой» колодце, в наличии которой (точнее в ее отсутствии) мог удостовериться любой желающий. Именно поэтому нормальные люди относятся к этой инфопомойке именно как к помойке.
Так же относятся к ней и к ее членам и сколь-либо серьезные общественные и политические организации. Хотя сами «активисты» предпринимают для получения их поддержки немалые усилия, – шарахаясь от коммунистов к навальнятам и наоборот. Но тоже без особого результата. Разве что один портал до недавних пор, расположенный на зарубежном сервере, время от времени публикует у себя их опусы, авторства очевидно той же самой безработной пенсионерки Фрекен Бок. И то публикует, видимо, лишь потому, что больше ему публиковать и нечего. Не идут к ним люди ровно так же, как и на помойку местного масштаба. В этом они, без сомнения – родственные души. Но – только в этом.
Поговорив и о прошлом, и о нынешнем, хочется завершить наше описание какими-то прогнозами на будущее. Но вот это – сложно. Потому что говорить-то и не о чем. Нет ни у местной интернет-помойки, ни лично у Фрекен Бок никаких перспектив. Ну будут она и ее сподвижники вариться в собственном соку еще какое-то время. Наплодят еще десятки фейковых аккаунтов. Напишут еще тонну лжи и тонну обвинений. Но не прибавится у них ни сторонников, ни благосостояния. Скорее – уменьшится, поскольку даже нынешний их спонсор-риэлтор, да и доходы его, не вечны, а настроение так и вовсе изменчиво. Надоест ему (точнее – ей) содержать абсолютно бесполезную компанию «протестутов» и «протестуток», и придется им в один прекрасный момент вспомнить о чем-то куда более прозаическом, нежели «борьба с режимом». Например, о собственном огороде. А то он, заброшенный из-за идеологических битв, уже зарос, поди? Да и о вечном пора уже задуматься, в такие-то годы. Или двоим правнукам больше внимания уделить…