Жемчужина, которая потерялась в лесу

Однажды прохладным осенним днем мы собрались в небольшое путешествие. Путь наш лежал к урочищу Новоселки, к красивейшей Софийской церкви, про которую наверняка слышали не только жители нашего района, но и многие иногородние автотуристы. Еще лет 10 назад я слышал рассказ о старинной церкви с куполом и крестом посреди леса. Тогда мне рассказывали, что пришлось оставлять УАЗик и идти часть пути пешком, но оно того стоило. В то время меня эта история не зацепила, и я об этом благополучно забыл. И вот, несколько лет назад, узнав о том, что где-то в лесу стоит практически нетронутый ни временем, ни безбожниками храм, я вспомнил ту историю и загорелся мыслью отыскать его, но стоило узнать о тех диких местах побольше, как я понял, что задача эта довольно сложная, особенно для техники.

Много раз я заговаривал с людьми, бывавшими в Новоселках, работавшими в лесу неподалеку, всегда ответ был неизменен: на легковой машине делать там нечего, только на грузовой. Не буду вдаваться в нюансы подготовки автомобиля к бездорожью, прошло довольно много времени. Видимо, нужно было созреть для поездки. Можно было сделать это и раньше, предлагали отвести туда и показать, но очень хотелось пройти этот путь самостоятельно. И вот мы тут: две машины и квадроцикл, проскочили маршрут практически без боя.

На первый взгляд кажется, что добраться туда крайне сложно. Но как оказалось, наша миниатюрная экспедиция на не самых больших и мощных машинах, без особых проблем добралась прямо до храма. В основном дорога представляет собой твердое покрытие с большими лужами, а вязкий грунт и глубокая колея от грузовой техники начинается уже на подъезде к конечной точке – буквально за 2 километра. При большом желании туда вполне реально попасть на неподготовленном транспорте в сухую летнюю погоду, не так уж страшно даже если придется пройти двухкилометровую засаду пешком.

Путь примерно следующий: отправляемся на юг Оленинского района до Пенского, через пару километров сворачиваем налево и не спеша едем, объезжая лужи. Проезжаем мимо поворота на Гончаровку и, немного проехав, сворачиваем налево. Дальше дорога идет прямо до храма, но будет грязно.

Метров за триста до храма из-за леса показался купол с золотым крестом, а потом снова скрылся и вот, наконец, мы у самого храма. Удивительно, но снаружи церковь выглядит практически как действующая. Нет стекол в окнах, украдены двери, ну и чуть-чуть кирпич осыпался в некоторых местах. В остальном сохранность исключительная. Если учесть то, что храм закрыт уже более 100 лет – это просто невероятно! Внутри уже видно, что поработали мародеры: пробит пол – стало быть, сокровища искали. Откуда им там взяться, интересно? Иконостаса, конечно же, нет, но вот солея до сих пор цела и покрыта старинным кафелем, как и большая часть поверхности храмового пола. Осыпается штукатурка, колонны и свод купола потихоньку зеленеют от сырости, но никаких критических повреждений незаметно. Хоть сейчас заходи и служи. Предварительно прибравшись, конечно же. Рядом с храмом стоит небольшая звонница с аркой, через которую был основной вход на церковную территорию. До сих пор целы ступеньки и наверх можно без труда подняться. Оттуда открывается прекрасный вид на храм. Описывать архитектуру храма даже не буду пытаться – он выглядит просто и в то же время величественно, даже изысканно. Сердце замирает, видя такую красоту.

Очень обидно, что самая настоящая жемчужина стоит заброшенной в глухом лесу. Здесь давно нет ни электричества, ни водоснабжения, последние деревни вымерли много лет назад. А храм до сих пор ждет, когда сюда снова придут люди.

В то же время радостно от того, что наконец удалось своими глазами увидеть это чудо. В любом случае, это место никого не оставит равнодушным!

Отец Александр
(Колосов)

Из истории
Появление храма неразрывно связано со стекольным заводом, который был построен в д. Новоселки известным предпринимателем Иваном Сергеевичем Мальцевым. После смерти И.С. Мальцева в 1880 году завод по завещанию перешел под управление его племянника Юрия Степановича Нечаева, который вместе с многомиллионным наследством также принял фамилию известного родственника и стал именоваться Ю.С. Нечаевым-Мальцевым. В отличие от дяди, был больше известен как меценат, нежели как рачительный хозяйственник. Богатый и независимый, с большим художественным вкусом Юрий Степанович всерьез интересовался искусством. Особую славу ему принесла деятельность по открытию Музея изящных искусств имени Александра III в Москве. Кроме того, давняя дружба связывала Юрия Степановича и известного архитектора Л.Н. Бенуа, по проекту которого и была возведена Софийская церковь в Новоселках. Она предназначалась, прежде всего, для духовного развития рабочих новосельского стекольного завода. Построили храм по меркам того времени быстро – всего за три года (1895-1898гг.). Вот как его описал в письме преподавателю Смоленского Епархиального училища священник Софийской церкви Сергей Зверев.

«…Храм устроен владельцем фабрики Гофмейстером Высочайшего Двора Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцевым в 1898 году. Стиль старо новгородский. Наружный вид его напоминает часовню с большим куполом и одною главою, звонница отдельно над воротами. В ограде Храм из красного кирпича, с украшениями из белого камня по окнам и карнизам. Внутри Храм гораздо больше, чем по своему наружному виду. Иконостас во всю ширину Храма, в нем три придела: два освящены во имя св. муч. Софьи и великомуч. Георгия, третий под ризницею. Иконостас резной, крытый дубовой фанерой с иконами художественной живописи.

При церкви 36 десятин земли, из которых 30 под зарослью, а 6 под усадьбой, пашней и покосом. Так как при заводе руки очень дороги, то нет возможности заниматься разделыванием земли бывшей под лесом. Прихожане состоят их крестьян и мелкопоместных дворян, всего численностью 1344…».

Выпускать стекольную продукцию мальцевский завод начал в 1859 году и довольно быстро стало ясно, что производство нерентабельно. Тем не менее, к 1894 году он был крупнейшим стекольным заводом из семи существующих на территории Бельского уезда. Правда уже к 1905 году предприятие потеряло былую мощь, всерьез стоял вопрос о закрытии одной из семи бемских стекловаренных печей, но была послана делегация от завода в центральную контору в Москву с просьбой сохранить завод, как единственного кормильца жителей Новоселок и близлежащих деревень. Завод продолжил работать, но в 1917 году окончательно встал. А в 1939 году был закрыт и храм…