В Законодательном Собрании Тверской области 10 декабря состоялись слушания по проекту областного бюджета на 2022 год. На слушаниях выступила председатель Думы Оленинского МО Татьяна Дубова, поднявшая ряд вопросов, актуальных для нашего округа. Публикуем текст ее выступления.
Уважаемые коллеги!
Проект областного бюджета на 2022 год продолжает положительные тенденции в межбюджетных отношениях, сформировавшиеся в последние годы.
Прежде всего продолжается постепенный рост доходов местных бюджетов за счет финансовой помощи со стороны региона. Предусмотрено увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность местных бюджетов, которые, в первую очередь, доводятся до сельских районов и муниципальных округов, находящихся, по объективным причинам, в ущемленном положении относительно городов. У нас совсем другая плотность населения, другая (более высокая) нагрузка на содержание социальной сферы, другой (значительно более низкий) экономический потенциал, чем в городах. Кроме того, для населения сельских районов гораздо актуальнее, чем для горожан, тема повышения МРОТ, к которому привязаны зарплаты большинства работников в МУПах, и эти дополнительные расходы также ложатся в конечном итоге на местные бюджеты – через необходимость субсидировать убытки МУПов. Поэтому меры по постепенному улучшению финансовой ситуации в районах можно всячески приветствовать. Идет позитивное движение в пользу сельских территорий, хотя, по нашему мнению, оно могло быть более активным.
Очень важное значение для каждой территории имеют региональные программы. Радует, что в областном бюджете 2022 года, как и в предыдущие несколько лет, уделено самое серьезное внимание формированию программ на основе софинансирования. В последние несколько лет, в большинстве отраслей, сложилась понятная и прозрачная система участия муниципальных образований в программах, при полностью объективном подходе ко всем территориям. Положительным моментом стало то, что по многим (хотя и не по всем) отраслям прогноз ожидаемого выделения средств для каждой территории доводится заблаговременно. Для нас это важно – повышается качество планирования, качество формирования местных бюджетов, муниципальных программ. И самое главное – это позволяет своевременно провести размещение муниципальных заказов на выполнение работ, и реализовать программы в оптимальные сроки. В этой связи хотелось бы положительно отметить работу министерств транспорта и ЖКХ. Неслучайно в нашем округе уже заключены все муниципальные контракты по ремонту дорог и дворовых территорий и по одному из двух объектов программы «Городская среда» на 2022 год, по второму объекту также объявлен конкурс. В целом сложилась хорошая, работающая система поддержки всех территорий через программы, и ее результаты видны во всех районах и округах. Такие подходы, показавшие свою эффективность, сохраняются и в бюджете будущего года.
Проблемным вопросом при исполнении бюджета 2021 года и формировании бюджета на 2022 год стала отмена единого налога на вмененный доход. Компенсация потерь местных бюджетов от отмены ЕНВД за счет патентов оказалась неполной прежде всего из-за того, что прогноз доходов от патентов был завышен. Возможно, есть смысл проанализировать реальную доходную базу по патентам на каждой из территорий и, в случае необходимости, внести необходимые коррективы.
Еще одним проблемным вопросом, связанным уже не с формированием, а с организацией исполнения бюджета, является задержка с субсидированием теплоснабжающих организаций, происходящая каждый год. Прежде всего, это актуально для тех территорий, которые не имеют газа, и расходы на отопление которых особенно возросли в связи с неконтролируемым ростом цен на уголь и дрова. Вопросы, прежде всего, не к формированию бюджета и не к расчету сумм субсидии, а к порядку их исполнения. Просим рассмотреть вопрос об изменении порядка субсидирования для тех муниципалитетов, теплоснабжением которых занимаются МУПы. Предлагаем передать полномочия по кассовому исполнению субсидий муниципальных теплоснабжающих организаций муниципалитетам, по соглашениям, с ежеквартальным доведением субсидирования в форме целевых денег через местные бюджеты, в соответствии с соглашениями. По нашему мнению, такое изменение порядка субсидирования сделает более эффективной поддержку сферы ЖКХ. Повторюсь, что предложение относится только к муниципальным предприятиям, а не к частным, для которых существующий порядок является оптимальным.
В 2022 году планируется начало газификации. Это – историческое для нас событие, которого оленинцы ждали несколько десятилетий. Правительством Тверской области было принято правильное и обоснованное решение о снижении доли софинансирования работ по газификации для муниципальных образований с населением менее 10 тысяч человек, учитывая их низкую бюджетную обеспеченность (1% – менее 5000 человек, 2% – от 5 до 8 тысяч человек, 3% – от 8 до 10 тысяч человек). Оленинский муниципальный округ, с населением 12 тыс. человек по предварительным данным переписи (или 11 тыс. человек по данным Росстата на 01.01.2021 г.), под действие этой нормы не попал. У нас сохранилась доля софинансирования 10%. При этом по своей бюджетной обеспеченности, экономическому потенциалу, собственной налогооблагаемой базе наш округ, имеющий 59% сельского населения, ничем не отличается от муниципальных образований, где живет на полторы-две тысячи меньше людей.
При сохранении норматива софинансирования 10%, нам надо искать в 2022 году на первый этап работ 6 млн руб., а всего за два года – 21 млн руб. без учета газовых котельных. Реальных возможностей у местного бюджета нет, а привлечение кредитов, без которых мы обходились с 2006 года – крайне нежелательное решение, создающее дополнительные социальные риски. В связи с этим просим изменить норматив софинансирования работ по газификации, установив его на уровне 3% для муниципалитетов с населением от 8 до 13 (а не до 10) тыс. человек. Это будет справедливое решение, которое позволит провести газификацию, не разрушая финансовую стабильность в Оленинском округе.
В целом проект областного бюджета на 2022 год – это хорошо продуманный, качественный документ, направленный на развитие всей Тверской области и каждого из муниципалитетов, принятие которого послужит интересам всего населения.
Спасибо за внимание!