Бюджет победившей Народной программы

Дума Оленинского МО приняла в первом чтении проект бюджета на 2021-23 годы – первый бюджет в истории нашего округа. Второе чтение состоится 25 декабря. Вероятно, будут какие-то отдельные поправки, но в целом очевидно, что основные подходы сохранятся. И от этого главного финансового документа зависит – что мы будем делать, и как мы будем жить в следующем году.

Денег станет больше

Начну с основных параметров. Расходная часть районного бюджета-2020, утвержденная в декабре прошлого года, составляла 365,2 млн руб. Расходная часть бюджета округа 2021 года составит 406,7 млн, т.е. на 41 миллион больше. Понятно, что среди года бюджет всегда увеличивается, и нынешней осенью текущий районный бюджет впервые превысил 400 млн. Не сомневаюсь, что так же будет и в предстоящем году, когда исполнение бюджета, по нашим оценкам, составит 450 млн руб., или чуть больше. Среди года принимается немало решений по формированию программ, дополнительной помощи из областного бюджета – как, например, было в нынешнем октябре о дополнительных средствах на зарплату учителям и воспитателям по Майским Указам Президента (31 млн). Не сомневаюсь, что следующей осенью мы получим не меньше.

Средств на решение проблем округа и его жителей у нас стало больше примерно на 10%. Это неплохой рост, такого очень давно не было. Значит, проблемы будут решаться лучше.

Растет поддержка Оленинского МО на региональном уровне. Первоначальный объем трансфертов из областного бюджета на 2020 год составлял 227,8 млн руб., в 2021 году – 254,1 млн. Плюс 27 миллионов за год! Когда создавался муниципальный округ, я предполагал подобные изменения, потому что областная методика для округов значительно выгоднее, чем для районов и поселений. Это абсолютно правильно – жители территорий, где создается более современная и более эффективная система управления, должны видеть и чувствовать улучшение своей жизни. Улучшение бюджета был

о одной из двух причин, по которым я так активно поддерживал переход от района к округу. Этот расчет, эти надежды полностью оправдались.
Как и в прежние годы, больше всего средств в 2021 году выделяется на отрасль образования – 161,4 млн. Самый большой рост к предыдущему году – в сфере ЖКХ (74,8 млн руб.). На дорожное хозяйство будет выделено 54 млн руб., на культуру – 45,5 млн руб., на социальную защиту населения – 9,5 млн руб., на транспортное обслуживание – 8,9 млн руб. Среди года многие из этих сумм поменяются, причем в сторону увеличения.

Благодаря целенаправленной работе, в том числе – с правительством, Законодательным Собранием, минфином Тверской области, мы постепенно возвращаемся к той финансовой ситуации, которая была до печально известной методики 2013 года. Мы снова сможем жить, хотя и без излишеств, но с нормальным обеспечением текущих нужд территории и выполнением намеченных планов. Остановлюсь на трех самых главных задачах, которые мы должны решить благодаря бюджету 2021 года, и открывающимся в нем дополнительным возможностям.

Задача №1 –
выполнение
Народной программы

Центральная задача бюджета 2021 года – активное выполнение Народной программы. Я понимаю, что победа «Единой России» на выборах 13 сентября – это, прежде всего, победа Народной программы и победа всех людей, участвовавших в ее составлении, обращаясь к нам с наказами (а это большинство жителей округа). Наша важнейшая обязанность – выполнить то, что было обещано нашим избирателям.

Благодарен депутатам от фракции «Единая Россия» за то, что у нас сложилось единое понимание этой задачи, и почти все депутатские деньги, как и средства отраслевых муниципальных программ, направлены на выполнение наказов Народной программы. Результатом совместной работы над бюджетом-2021 стало включение в него 179 наказов, входящих в Народную программу, с общим объемом финансирования 46,5 млн рублей.

Назвать все 179 объектов в небольшой статье невозможно, поэтому назову лишь самые крупные.

На основе Народной программы был переделан весь план ремонта дорог, подготовлена необходимая документация. В предстоящем году новый асфальт будет уложен на улицах Заводская (от начала до конца), Кузьмина (от К. Маркса до «Сельхозтехники»), Комсомольская (от Кузьмина до Больничной), Больничная (со стороны Комсомольской, включая парковку у больницы), Пушкина (от Горького до Комсомольской). Тем самым мы практически полностью решим проблему дорог в восточной части поселка, даже на тех улицах, где еще несколько лет назад люди даже не мечтали о новом асфальте. На все эти дороги вместе взятые потребуется 28 миллионов, и они у нас есть! Денег на ремонт дворов у нас значительно меньше, но, как я и обещал, дворы домов 17, 19 и 21 на ул. Крестьянской будут отремонтированы.

Увеличится капремонт жилья. Будут отремонтированы 20 домов – 16 в Оленино и четыре в Мирном. Появятся три новых металлических кровли – на Чехова, 20 и Школьной, 13 в Оленино и на Строителей, 18 в Мирном. В целом ряде домов будет выполнен ремонт внутридомовых систем отопления, электроснабжения, водопровода, канализации, а также фундаментов. По всем этим ремонтам к нам обращались жители. Из бюджета округа на капремонт жилья выделяется 2,4 млн руб. – почти на миллион выше, чем в 2020 году. А с учетом спецсчетов ТСЖ, общий объем работ составит 5,5 млн руб. – это самый высокий объем капремонта, за все время существования этой муниципальной программы.
Все объекты капремонта жилья сформированы только на основе наказов, включенных в Народную программу.

Особенность бюджета-2021 состоит в том, что мы при ремонте жилья не ограничиваемся только поддержкой ТСЖ многоквартирных домов. Поступали наказы и из неприватизированных индивидуальных домов, а также из общежитий. Мы не можем сделать финансирование таких ремонтов постоянным, но наказы Народной программы будут выполнены в 2021-22 годах. Всего из местного бюджета на эти цели в будущем году выделены 994 тыс. руб. (это 75% затрат, еще 25% – за счет собственных средств ЖКХ). Самый крупный из объектов – замена кровли в общежитии на ул. Строителей, 17.

Завершим мы и выполнение наказов по ремонту подъездов – тех из них, на которые не нашли деньги в 2020 году. В Народной программе, кроме уже выполненных работ, остались четыре пятиэтажных дома – Пионерская, 4а, Заводская, 3 и 5, Чехова, 23. Общая стоимость работ 720 тыс. руб., из них 540 выделяет бюджет и 180 – ОМУП «ЖЭУ №1».
Резко возрастает финансирование благоустройства – и по объему, и по направлениям. На благоустройство (без учета программы «Городская среда») выделяется 10,5 млн руб. – это рекордный уровень. Ряд существующих видов расходов был увеличен – как, например, на озеленение поселка с 840 до 1200 тыс. руб. А несколько направлений, полностью новых, сформированы на основе наказов Народной программы.

Например, впервые появилась отдельная строка по борьбе с борщевиком. На обработку 38 га борщевика в Оленино, Глазках, Воронино, Гусево, Тархово, Холмеце выделены 684 тыс. руб. (со всех этих деревень поступили наказы в Народную программу). Еще 183 тыс. руб. выделены на обработку 10 га в Воротьково по программе «Год Гусевской территории». Это только начало нашей системной работы по ликвидации этой заразы в населенных пунктах нашего округа. На разных территориях – прежде всего, тех, откуда есть наказы в адрес «Единой России» – она будет продолжаться до 2025 года.

В бюджете появился список дополнительных мероприятий по благоустройству, на которые выделены 911,3 млн руб. Всего там 21 объект, 19 из которых – наказы Народной программы. Например, расширение детских площадок на ул. Комсомольская, в микрорайоне «Сельхозтехника» в Оленино, чистка пруда в д. Воронино, замена мусорных контейнеров и установка урн в п. Мирный и т.д.

Еще одно новое направление не было связано с Народной программой, но оно жизненно необходимо. Впервые для сельских территорий, отдельной строкой, доводятся деньги на противопожарную опашку деревень. Общая сумма – 320 тыс. руб.

В бюджете 2021 года предусмотрено выполнение наказов, связанных с ремонтом и приобретением оборудования и инвентаря для учреждений образования и культуры – тех наказов, которые мы, несмотря на очень активную работу отраслевых управлений, не успели выполнить в уходящем году. Всего на выполнение 43 наказов по системе образования выделяется 4025 тыс. руб., на выполнение 27 наказов в сфере культуры – 1357 тыс. руб.

Таким образом, бюджет округа, в очень значительной степени, написали сами жители – через свои наказы, через нашу общую Народную программу. Ее выполнение действительно становится нашим общим делом – главы округа, партийного большинства депутатов, обычных жителей. Бюджет, прежде всего, подчинен этой важной цели.

В этой статье я специально не останавливаюсь на распределении депутатских денег, которое тоже готово. Хочу сказать, что фракция «Единая Россия» приложила все свои усилия, чтобы Народная программа стала реальностью. Думаю, было бы правильным опубликовать в следующих номерах газеты полное распределение средств наших депутатов, которые внесли очень достойный вклад в финансирование Народной программы на 2021 год.

Задача №2 –
привлечение
дополнительных
областных средств

Не менее важная задача – продолжить участие в областных программах, которое было вполне успешным в последние четыре года и результаты которого все более заметны.
Продолжится реализация программы «Городская среда». На три объекта, запланированных на 2021 год, областной бюджет выделяет 3485,9 тыс. руб. Еще 289 тыс. руб. выделил местный бюджет – это 1% нашего софинансирования плюс оплата стройконтроля и проектной документации на 2022 год. Уже завершен конкурс по установке тренажерной площадки в залинейной части п. Оленино и заключен конракт с подрядчиком. Идет конкурс на второй этап работ по благоустройству территории Каштановой рощи, чтобы полностью довести ее до ума, сделав любимым местом отдыха оленинцев – таким же, как площадь Возрождения или парк. К сожалению, не уложилась в лимит финансирования стоимость ремонта тротуара на ул. Ленина, поэтому придется делить его на два года. В 2021 году будет приведен в порядок самый проблемный участок тротуара – от ул. Школьной до ул. Октябрьской.

Как ни странно, именно «Городская среда» стала предметом глумления со стороны наших оппонентов. Поэтому я отдельно прокомментирую недавнюю установку арт-объекта Жар-птица у Каштановой рощи, куда даже сейчас, зимой, ходят фотографироваться многие люди, вместе с детьми. Собственно, районному бюджету Жар-птица обошлась не в какие-то мифические «миллионы», а в 2590 рублей. Еще раз – две тысячи пятьсот девяносто рублей. Это – тот самый 1%. Все остальное – средства федерального и областного бюджетов, сэкономленные при проведении основных работ. Мы могли бы их или вернуть в вышестоящий бюджет, или сделать что-то хорошее у себя. Мы и сделали. Считаю, совсем неплохо получилось. По арт-объекту Лось, который планировался изначально, порядок цифр примерно тот же – и по общей стоимости, и по нашим собственным затратам.

Есть у нас планы участия в областной программе ремонта объектов образования. Готовим две заявки – по замене окон в детском саду №2 и по замене кровли в Свисталовской основной школе. Проектно-сметная документация полностью готова. Наше софинансирование (20%) составляет 629,7 и 1233,1 тыс. руб. соответственно. Если заявки пройдут конкурсный отбор и войдут в программу (т.е. областной бюджет выделит остальные 80% стоимости ремонта – более 7 млн руб.), мы начнем выполнение этих, крайне необходимых работ. Думаем мы и о ремонте школ на 2022 год. В бюджете-2021 заложено изготовление проектной документации по замене кровли в Оленинской СОШ и по второму этапу замены окон в Татевской СОШ. Проекты будут готовы к осени.

Начиная с 2017 года мы активно участвуем в программе модернизации теплового хозяйства. Учитывая скорую газификацию, мы не проводим реконструкцию старых котельных, зато плотно занимаемся теплосетями. Думаю, изменившееся состояние сетей за последние годы видят все оленинцы. Работа будет продолжена. Планируем заявиться на замену теплосетей в микрорайоне «Сельхозтехника» и замену дымовой трубы в котельной №1 (ул. Пионерская). Наши 20% софинансирования составляют 535 тыс. руб. Остальные 80% будем пытаться привлечь из областного бюджета, как и было в предыдущие годы.

После первого чтения бюджета, в группе соцсетей, поддерживающей внефракционных депутатов, их идейный вождь написал странный текст о том, как это «плохо» – привлекать в местный бюджет областные средства. Так вот, сообщаю ему «новость» – именно так, через участие в программах и привлечение средств вышестоящих бюджетов, решают свои проблемы все территории не только в Тверской области, но и по стране. Текущие объемы бюджета доводятся на текущую жизнь. Несколько лет их не хватало на нужды района, с 2021 года после восьмилетнего перерыва их снова будет хватать. Но серьезные задачи по развитию социальной сферы и инфраструктуры решаются и будут решаться только через областные программы. Никаких других вариантов просто не существует.

Наверное, никто не сможет сказать, что мы плохо справляемся с привлечением дополнительных средств в местный бюджет в рамках региональных программ. Поэтому наши противники ставят под сомнение необходимость самой этой работы. Видимо, разбитые дороги, неблагоустроенные населенные пункты, развал коммунальной инфраструктуры и аварийные школы – это и есть тот идеал «демократии и гражданского общества», к которому стремится эта неформальная группа фейковых «общественников». Уже понятно, что двое депутатов, которых они провели в Думу, не в состоянии принести как какую-либо пользу, так и реальный вред. Поэтому их идейному вдохновителю остаются лишь словесные упражнения в соцсетях.

А мы будем продолжать такую же активную, как и раньше, работу с региональной властью, привлекать областные средства, улучшать на эти деньги жизнь оленинцев.

Задача № 3 –
погашение долгов ЖКХ

Даже в самое худшее время Оленинский район смог избежать привлечения кредитов, по которым мы, в отличие от многих других территорий, не имеем долгов с 2006 года. Также, в отличие от целого ряда территорий, у нас не имеет текущих долгов ни одно из учреждений социальной сферы – ни по налогам, ни по электроэнергии, ни по коммунальным услугам. Там, где эта проблема есть, дело даже не в деньгах, а в излишней самостоятельности учреждений. Мы в свое время (2011) приняли правильное решение, определив для всех наших учреждений статус казенных и тем самым сохранив централизацию в планировании и бухучете, необходимый контроль за их деятельностью. И в этой части ничего не поменяется.

А вот с МУПами ситуация, к сожалению, гораздо хуже. И в 2021 году нам необходимо ее кардинально изменить.

Больше всего от методики межбюджетных отношений 2013 года пострадала система ЖКХ. Потеряв в тот момент значительную часть финансовой помощи из области, мы, конечно, не могли перестать платить бюджетникам зарплату, и нам перестало хватать средств на финансирование топлива в необходимых объемах. Так изначально возник угольный долг, которого до этого не было много лет.

Вторым ударом, еще более серьезным, стало отсутствие субсидирования теплоснабжения Оленинского района в 2016 году и почти 11-миллионный штраф для ЖЭУ №1. Таким был результат рейдерской атаки на муниципальную систему ЖКХ после отказа от переговоров по передаче его в концессию. Тогда мы спасли наши МУПы от банкротства только благодаря помощи и личному вмешательству губернатора Тверской области И.М. Рудени. Но потери, которые уже к тому времени понесла система ЖКХ района, было не вернуть. А это около 20 млн. рублей. Эти потери также, в первую очередь, спровоцировали рост долгов за уголь. Наконец, еще одним ударом стало резкое подорожание угля в 2017 году, в результате которого Оленинский район сразу стал беднее на 8 млн рублей.

Нам стоило очень большого труда в этот тяжелый период не допустить банкротства МУПов (что стало бы катастрофой для всего района) и сохранить устойчивое теплоснабжение. Но в течение 2017, 2018, 2019 годов долги за уголь продолжали расти, иногда доходя до 18 млн рублей. С 2020 года мы уже начали их сокращать. Сейчас просроченная задолженность за уголь чуть выше трех миллионов, а вместе с дровами – около пяти. Это не слишком большой долг. Но задача теперь стоит другая – полностью покончить с угольным долгом и оплачивать топливо вовремя. Под эту задачу в местном бюджете впервые создан Топливный фонд, который в 2021 году имеет реальное наполнение. Без учета областной субсидии, которая тоже полностью идет на топливо и размер которой пока не утвержден, в нем на сегодня заложено 38 млн рублей. Если вновь не случится резкое подорожание угля, как в 2017 году – у нас, впервые за долгое время, есть все предпосылки для возвращения к своевременным расчетам за уголь и дрова.

31 декабря 2021 года завершается рассрочка по оплате штрафа, наложенного на ОМУП «ЖЭУ №1» в сумме 10,8 млн руб. в период рейдерской атаки в начале 2016 года. Четыре года мы добросовестно платили по графику более чем по два миллиона. Проплатим и пятый год, после чего полностью закроем эту тему.

Вторая проблема, но уже с долгами по электроэнергии, возникла у ОМУП «Сельский коммунальный участок». Тариф на сельское водоснабжение, начиная с 2018 года, был сформирован с ежегодными убытками более двух миллионов. Отсюда и нарастающие долги. На 2021 год мы заложили в бюджет их погашение в полном объеме, вместе с текущими платежами. Всего это 4 млн руб. Но мы видим, что разные сельские территории по-разному относятся к расходу электроэнергии и сбору с жителей коммунальных платежей. С 2021 года финансирование каждой сельской территории поставлено в зависимость от расхода электроэнергии и долгов за воду. При этом долги удерживаются с финансовой поддержки территорий в полном объеме, перерасход электроэнергии – в очень значительной части. Потом деньги вернутся на местные нужды, когда будут собраны с должников. Почему-то такие территории как Каденка или Гусево могут экономить энергию и собирать платежи, а некоторые другие не могут. Это вынужденная мера, потому что мы не можем и не будем покрывать чужую лень и бесхозяйственность за счет всего округа. При этом выделяются дополнительные средства на энергосберегающие мероприятия на тех насосных станциях, где это необходимо, а также создается аварийный запас насосов. Это тоже впервые.

К концу года МУПы будут без долгов. Это одна из важнейших наших задач. Ее роль особенно выросла после утверждения региональной программы газификации. Приход газа потребует очень серьезных средств не только областного, но и местного бюджета. Искать эти деньги и одновременно гасить долги – задача крайне сложная. Поэтому к началу газификации нам обязательно нужно будет подойти без долгов, особенно угольных.

Подведем итог

Во время избирательной кампании я не раз говорил, что финансовая стабилизация – одна из самых серьезных наших целей в предстоящую пятилетку. Это была одна из причин прошлогоднего решения по созданию Оленинского муниципального округа. И мы видим, что бюджет-2021 станет реальной основой для восстановления финансовой стабильности на территории. Это само по себе очень важно. И не менее важно то, что финансовая стабилизация станет лучшим фундаментом для политической стабилизации в Оленинском муниципальном округе – когда власть, вместе с подавляющим большинством населения, имея необходимые средства, будет заниматься решением жизненных, созидательных задач, а одержимые амбициями меньшинства останутся на обочине нашего движения вперед. Именно это начало происходить с весны, с момента создания Народной программы. Именно это конструктивное, созидательное движение вперед будет нарастать в дальнейшем.

Мы продолжаем строить Оленинский муниципальный округ – территорию, где проводится ответственная, социально-ориентированная политика в интересах большинства.
Бюджет-2021 стал еще одним, очень важным шагом в этом направлении.

О. Дубов,
глава Оленинского МО