Александр Николин: Я педагог в пятом поколении. И неудивительно, что школа для меня сейчас – на первом месте.

Имя Александра Николина пока еще не слишком известно в Оленинском муниципальном округе. Хотя толчком к известности наверняка послужит победа команды Мостовской средней школы имени Сергея Козлова «Новое поколение» на окружном соревновании команд КВН, ведь именно он и его педагогическая команда стали главными организаторами и вдохновителями этой победы. Между тем и до нее, да и вообще до прихода на работу в эту школу в жизни Александра было немало побед и немало поражений. В общем, есть что вспомнить и о чем рассказать.

Генетика сыграла роль

– Родился я в Одессе. В конце 90-х, во время основной волны миграции, наша семья переехала в Россию. Сменили несколько городов, затем приехали в Тверскую область и, наконец, осели в Оленинском районе. Мне тогда было 13 лет. Мама у меня – преподаватель английского языка. Работала в Оленинской средней школе, затем ее пригласили в Нелидово, так что мне пришлось учиться и в Мостовской средней школе, и в Оленинской, и в двух нелидовских школах. А затем я поступил в Московскую сретенскую духовную семинарию, после которой принял сан, служил, руководил воскресной школой и затем все же вернулся в Мирный. Мама к тому времени, правда, уехала в США, где уже давно, со времен перестройки, жила ее мама (моя бабушка) и сестра. Так что жизнь на «новом старом» месте пришлось строить в одиночку и практически с нуля, во многом спасибо моим друзьям, что помогли мне заново освоиться. Также довольно быстро удалось решить вопрос с работой: сыграл свою роль мой педагогический и управленческий стаж еще со времен воскресной школы, и я был принят на должность заместителя директора по воспитательной работе в Мостовскую среднюю школу. Конечно, поначалу было трудно, как оно и бывает всегда, но втянулся, выстроились отношения и с коллегами, и с учениками. Что ж удивляться – наверное, генетика сыграла свою роль, ведь получается, что я педагог уже в пятом поколении.

То, что Александру поначалу было тяжело в школе, имеет кроме обычных и свою специфическую причину. На все каникулы он ездил к бабушке в Америку, полгода жил там перед возвращением в Мирный, поэтому некоторые взгляды его, особенно в том, что касалось современных технологий, не совсем укладывались в рамки «классических» представлений о педагогике, за что его периодически упрекают в «американщине», хотя это совсем не так, да и вообще о жизни, и конкретно – о жизни в российской глубинке. Так что понадобилось немало времени, чтобы «притереться», найти какие-то компромиссы в общении с более старшими коллегами. С учениками, с молодежью было проще, что, кстати, и продемонстрировала победа команды КВН на окружном конкурсе.

Это была
именно
победа

– Да, это была именно победа. Собственно, это была бы победа даже в том случае, если бы мы заняли второе место – сразу за явными фаворитами, оленинской «Double Kids». Но мы показали одинаковый с ними результат, так что победителей двое, но Кубок отдали нам как команде, победившей по «шумовому эффекту» – этакому дополнительному, зрительскому голосованию. Надо сказать, что в КВН меня тянуло еще в те времена, когда сам учился в Оленинской средней школе. Но вот получилось с ним соприкоснуться только сейчас. Работали долго, методично – ежедневные репетиции, поиск вариантов, разработка сценария и всего, что на него надо «нанизывать». Помогало (и помогает пока) то, что я холост, так что могу все свое время тратить именно на школу, на учеников. Собралась целая команда неравнодушных и заинтересованных – и педагогов, и учеников. Как говорят за каждым великим мужчиной стоит одна великая женщина – в моем случае, в первую очередь, это, безусловно, моя мама и моя бабушка – если в целом. Ну, и конечно, мои коллеги Гульнара Камильевна Гордина и Ольга Анатольевна Коробкова. В двух словах не описать, как много они сделали для нашего выступления. И этот список можно продолжать до бесконечности, так что победу я считаю отнюдь не случайной, хотя, надо сказать, в самом Мирном мало кто в нее верил. Теперь будем расти дальше. Причем не только в этом направлении. Из основных, на ближайшее время я вижу два. Первое – приглашение в нашу школу авторитетных людей, знакомство с которыми стало бы не просто интересным, но и полезным для учеников. Например, очень хочу пригласить Алексея Савватеева – доктора физико-математических наук, активного популяризатора математики. Второе – создание и полноценное развитие школьных СМИ, причем именно в том виде и в тех форматах, что наиболее перспективны и наиболее популярны у молодежи. Мы, кстати, уже создали свою подкаст-студию, успешно записываем видеоролики, но это пока начало пути.

Александр считает, что жизнь сегодня, общение, а значит, и общность людей, в значительной степени строится вокруг именно СМИ, в первую очередь, конечно, электронных. Поэтому и планы в этом направлении – достаточно глобальные. Почему бы, например, не создать СМИ поселковые? Или же до этого уровня, а то и выше, могут вырасти и те, что будут созданы как школьные? Как говорится, все в наших руках – были бы желающие этим заняться и правильные, современные подходы. Впрочем, есть у Александра и немало планов по развитию самого поселка.

Оставить свой след

– Я здесь живу, здесь работаю, и, наверное, как и все, хочу сделать что-то полезное для этой территории, ее жителей. В конце концов – оставить свой след. Поэтому думаю об этом почти постоянно. Разумеется, не все идеи, что приходят в голову, реально выполнимы, но, во-первых, есть и выполнимые, а, во-вторых, почему бы не ставить задачи на дальнюю перспективу? Двигаться, пусть постепенно, к их реализации. Вот, например, Мостовая – это лес. Это в прошлом – экспериментальная площадка. Многое сохранилось и сейчас. Почему бы не попытаться вернуть этот статус, а может быть, его и развить? Почему бы, например, не организовать соревнования, возможно, в будущем – международные, по лесной, лесозаготовительной тематике? Такие или подобные уже существуют в мире, так почему бы не предпринять усилия к тому, чтобы они пришли именно на нашу площадку? А затем восстановить гостиницу, а в бывшем здании администрации леспромхоза открыть среднее специальное учебное заведение по этому направлению – так, чтобы у молодежи была и теория, и практика (а по окончании учебы – уже и опыт), а для желающих – и трудоустройство. Может быть, это сыграло бы свою роль в сокращении оттока молодежи в город? Да, сейчас в районе делается очень многое – строятся дороги, в полном порядке ЖКХ, много внимания уделяется культуре. Но получается так, что все это – хорошо, но для кого? Молодежь-то все равно уезжает. Надо думать, как изменить ситуацию.

Идей у Александра действительно много. Очевидно, разнообразная его жизнь, опыт пребывания в других городах и даже странах подталкивают к сравнениям, сопоставлениям, выводам, а с ними – и к конкретным предложениям, реализация которых – лишь дело времени. И хотелось бы, чтобы это время пришло поскорее. Во всяком случае, Александр готов приложить для этого все усилия.

С. ВЛАДИМИРОВ