Заветам Петра Великого верны

История Военно-морского флота России насчитывает уже более 300 лет. Его создателем был царь Петр I (Великий). За весь свой многовековой путь, флот прошел от ботов и деревянных парусных судов до современных надводных кораблей.

Среди оленинцев и жителей Оленинского района есть те, кто с достоинством прошел нелегкую морскую школу, отдав самые лучшие свои молодые годы Военно-морскому флоту. Так, например, на сторожевых кораблях ВМФ проходили службу Роман Иванов, Сергей Крупнов, Валентин Каштанов, на пограничном сторожевом корабле охранял государственную границу России Николай Столяров.

Но это далеко не все оленинцы, которые носят гордое имя российского военного моряка. Так, наравне с представителями надводного флота среди нас есть те, кто проходил службу на подводной лодке. Одним из представителей флотской элиты является Михаил Николаевич Маршев.

Михаил призывался 3 ноября 1976 года из г. Ленинграда. Там он учился и работал на судостроительном заводе. С призывного пункта Колпинского РВК, где в ожидании своей команды он провел 3 дня, призывник Маршев был направлен в Кронштадский учебный отряд, где ему пришлось обучаться с ноября по апрель.

Куда идти служить и на сколько Михаил не задумывался. Он знал для себя одно – в армии отслужить обязан, как все.

По окончании обучения курсантов стали распределять по флотам. Основная часть выпускников учебного отряда была направлена для дальнейшего прохождения службы на подводные лодки Северного флота. Михаил получил распределение на дизельную подводную лодку С-170 (пр.641).

За период своей службы Михаил Маршев выходил в море более 3-х десятков раз. За всю свою безупречную службу он был удостоен знаками «За дальний поход», специалист I класса, заслужил звание «Отличника боевой и политической подготовки», а также в составе всего экипажа ему была вручена юбилейная медаль.

Матрос Маршев многократно принимал участие в учениях Балтийского флота. В период прохождения одного из таких учений экипажу необходимо было укрыться от радаров надводных кораблей. Командир принял решение лечь на дно. Так, экипаж лодки С-170 пробыл на грунте несколько дней. В итоге морякам пришлось нелегко – кислородное голодание, когда каждый глоток воздуха был на вес золота. Но команда выдержала это испытание с честью. Поставленная перед экипажем судна задача была выполнена на отлично.

Как вспоминает сам Михаил Николаевич, подводники всегда испытывают дефицит в кислороде и воде. Баки, предназначенные для пресной воды на их подводной лодке имели объем 4 тонны. Эта вода расходовалась для стирки вещей личного состава, приготовления пищи и питья. В дальнем походе каждый глоток тоже имел свою высокую цену.

Михаил Маршев, житель п. Оленино

За время прохождения своей службы Михаил Маршев дважды в составе экипажа подводной лодки С-170 был непосредственным участником военно-морского парада, посвященного Дню Военно-морского флота СССР в г. Ленинграде. Как вспоминает сам Михаил Николаевич, оба раза они стояли на р. Неве напротив гостиницы «Ленинград». Всего, как правило, в парадах того времени участвовало порядка 40 кораблей ВМФ СССР. Главенствующим в параде был флагман Балтийского флота крейсер им. Октябрьской Революции.

Молодых матросов, прибывших на корабль, командир, несмотря на то, что сам плохо переносил «морскую болезнь», приучал к качке. Они, выйдя в море, всплывали в штормовую погоду и стояли некоторое время «на бочке».

На вопрос: «Страшно ли было спускаться под воду?», Михаил Николаевич ответил: «Нам, 18-летним пацанам, был неведом страх. Мы тогда не понимали этого. Но вот сейчас, спустя много лет, осознавая все то, что было, уже понимаешь, что морские глубины таят в себе массу разного рода опасностей».

Единственным за все три года службы моментом, когда Михаил испытал настоящий психологический дискомфорт, был случай, когда лодка спустилась на глубину 250 метров. Корабль стал трещать по всем швам – от внешнего корпуса до деревянных переборок.

Михаил, как и весь экипаж, понимал, что их лодке было уже четверть века, что вызвало некую внутреннюю опаску. Но ни один моряк не подал даже малейшего вида волнения. После некоторой паузы командир отдал приказ подняться выше. Давление воды на корпус не совсем новой подводной лодки было колоссальным. Ведь при глубине погружения на 10 метров на 1 кв. см площади корпуса корабля давит масса в 10 кг. А лодка спустилась на 250 метров…

Первый свой отпуск сроком 10 суток Михаил получил только после того, как прослужил 2 года 4 месяца. Отпуск он получил на День СА и ВМФ – 23 февраля.

После армии Михаил планировал остаться жить в Ленинграде, но судьба распорядилась так, что он вернулся в Оленино и всю свою жизнь посвятил спорту. В основном он занимался футболом и хоккеем.

Каждый год уже на протяжении 39-ти лет после окончания своей службы, Михаил Николаевич готовит флагшток, достает из шкафа аккуратно сложенный гюйс Военно-морского флота СССР и вывешивает его во дворе своего дома. В День ВМФ он вновь перелистывает пожелтевшие страницы своего «дембельского альбома», вглядываясь в черно-белые фотографии своих сослуживцев, помня каждого не только по званию, имени и фамилии, но и о том, откуда каждый из них был призван. Ведь для моряка-подводника слово «братишка» – это не просто слово русского языка, а целая философия. Ведь моряки-подводники являются отдельной кастой военного флота, у которой все на всех – они побеждают все вместе и погибают тоже все вместе…
Вот такое оно – братство моряков-подводников…

А.Лавров