Надо включать крестьянское сознание

Сегодня в гостях в редакции газеты «Наша жизнь» Ирина Ушакова – давний автор нашей газеты, журналист, член Союза писателей России, исследователь трудов С.А. Рачинского.

– Ирина Владимировна, как Ваше творчество связано с оленинской землей?

– Хотя я живу в Москве, но на мир смотрю с той точки земли, где родились мои бабушки и прабабушки, мои родители. И я родилась и провела первые годы жизни здесь, на оленинской, ржевской земле. Первые ощущения бытия – самые простые: натопленная печь, родные голоса, яблоневый сад за окном. И это навсегда. Теперь эти ощущения выросли в некое космическое осознание, что я душевными и генетическими корнями врастаю здесь, где граница Тверской и Смоленской областей, здесь, где истоки трех великих рек – Волги, Днепра, Западной Двины, где так долго, веками отвоевывалась русская земля и начиналось собирание княжеств в мощное государство.

Мы, наверное, последнее поколение, которое воспитывали дедушки и бабушки, растили у русской печи, взращивали в любви к труду, которым была заполнена их жизнь.

Не знаю, на каком этапе мы ушли от национальных ценностей, от памяти народной. Только чувствую: «Мы что-то забыли в оставленном доме», как писал Арсений Тарковский. Так не бывает, чтобы такое сокровище традиции, оставленное нами, не позвало нас оглянуться: а для чего мы живем? Ради комфорта? Слабовато. Скучно. То, о чем я говорю – это трагедия умирания русской деревни. Не только здесь, в Оленинском районе. Умирание это я вижу и в сибирской деревне, и на казачьем хуторе на Дону, на Кубани. Это все – русская земля. Но больнее трагедия деревни ощущается в серединной России, в самом сердце. Будет здоровым сердце, наладится работа и всего организма государства.

В своих материалах стараюсь (все мы стараемся) найти причины этой трагедии. Порой, думаю, что потерянное поколение – это не дети 90-х, нет. Это наши родители, которые до 1980-х годов ехали на комсомольские стройки. Беда не в стройках, а в желании целого поколения людей все старое выбросить и все построить с нуля. А так не получится. Поэтому и рухнуло это строительство без корней.

Как только мы забросили деревню, столкнулись с масштабными экологическими проблемами. Нехватка питьевой воды – результат загрязнения и того, что обмелели реки, возле которых жили деревни. Каждая речушка была живой и ухоженной. Лесные пожары тоже не возникали раньше в таких масштабах, потому что были деревни, и народ берег лес, каждый на своем участке.
И вообще, как только возникает в жизни непонятная ситуация, надо включать свое крестьянское сознание. Оно у каждого есть в глубокой генетической памяти. И многое прояснится.

– Журналистика – Ваше призвание. Как Вы ощущаете себя в профессии?

– Думаю, писатель, публицист должен говорить только о том, что знает, что глубоко прочувствовал и пережил. Конечно, я не очень хорошо знаю народ. В прямом, простом смысле – коренной народ Тверской, Смоленской губерний (очень люблю это слово – губерния). Но моя обязанность – запечатлеть то, что я помню. Помню, как говорили, как пели моя прабабушка Екатерина Ивановна Кочкарева и ее подруги – ровесницы века. Помню дни Пасхи в каком-нибудь 1985 году… Пасху не праздновали, как сейчас, потому что не было церкви, но каждый вечер старушки на скамейках – то в одном, то в другом конце улицы в Оленино пели «Христа». Больше этого никогда не повторится. Будет по-другому, но именно так – не будет. Помню Дни Победы, когда шли на парад, и большинство идущих были – фронтовики, участники войны. Не было такой помпезности, как сейчас, но живое ощущение только вчера прошедшей войны – было. Сегодня я спрашиваю уже повзрослевшего сына: «Тебе снится война? – Нет. Ты представляешь ту войну? – Нет». Может, и хорошо. Но это разрыв какой-то нити, связующей поколения.

Да, мы – правнуки фронтовиков, победивших в самой страшной войне в мировой истории! Правнуки победителей! И это чувство нельзя терять, как бы ни была сегодня унижена наша страна. С этим чувством мы превозможем любые трудности.

– Кто были Ваши учителя?

– Нам так преподавали литературу в школе, что я не знаю, как можно было не полюбить ее. Никогда не было у меня дерзкого желания стать литератором, журналистом. Просто любила писать еще в школьные годы какие-то заметки, стихи в районную газету. А с первого курса факультета журналистики пришла сотрудничать в московскую «Историческую газету», которая и стала моей настоящей школой. Газету основал поэт, драматург, последний в СССР лауреат Государственной премии им. А.М. Горького Анатолий Парпара. Его мать тоже родом со Смоленщины. В войну их деревню в Знаменском районе сожгли, мать и сына в числе других односельчан расстреливали и ранили одной пулей. Все, как в деревне Кострица, где жила моя прабабушка с тремя маленькими детьми. Это все нас связывает. И желание изучать свою историю, культуру идет от природных корней.

В одном из своих давних интервью мой учитель Анатолий Парпара сказал: «Поэт не может быть сытым». Мне это с юности запомнилось. Много чего удалось сделать: часто организовываем выставки по русской истории, издаем книги. И я никогда не думала: а что я от этого получу? А выходит: чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Недаром древние говорили: «Твое – то, что ты отдал».

– На какие темы Вам приходится писать, помимо истории родного края?

– Последние десять лет сотрудничаю с несколькими газетами и журналами, в том числе выходят публикации в толстых литературных журналах «Наш современник» и «Москва». Это очерки о выдающихся деятелях искусства, о воинской славе России, рецензии на книги и фильмы.
В силу своей профессии я должна писать о том, что болит. Сегодня в связи со столетием революции 1917 года не утихают споры об этом событии. Эту трагедию заболтали в бесчисленных, несмолкающих телевизионных дебатах, и мы снова перешагнули и пошли дальше, не осмыслив: а что с нами произошло в 1920-е годы. Это осмысление, на мой взгляд, должно происходить на уровне своей семьи: есть ли у нас, потомков крестьян и купцов прадеды, непострадавшие при раскулачивании? На оленинской (тогда бельской, ржевской) земле до революции работал стекольный завод Нечаева-Мальцева, добывали известняк для строительства, изготавливали кирпич, работали десятки школ, были выстроены и благоукрашены десятки великолепных церквей. Все это было сделано народом и для народа. Вот и надо понять: кто нас так жестоко обманул?

Пишу также о войне на Донбассе. Это наша сегодняшняя Голгофа, где сейчас гибнут русские люди, защищая русский язык и православную веру. Записали несколько интервью с харьковским публицистом С. Минаковым, с философом и политологом из Гродно Чеславом Кирвелем. Не раз писала о документальных фильмах «Луганская повесть» военного корреспондента В. Тимощенко. В сегодняшней ситуации на Украине решаются судьбы восточнославянской цивилизации, где Россия – ее ядро.

Многие мои публикации связаны с историей Оленинского района, касаются изучения деятельности нашего великого земляка Сергея Александровича Рачинского, прославившего оленинскую, тверскую и смоленскую земли далеко за пределами страны. Это надо нам осознать и этим гордиться.

С.А. Рачинский когда-то попросил своего ученика написать на его надгробии евангельские слова: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, из уст Божиих исходящим». Это обращение ко всем нам – жить не только материальным, не только бытом, но осознавать, что мы живем в стране Пушкина и Рахманинова, в стране Есенина и Рубцова…