Землю – молодежи, молодежь – земле!

Честно говоря, утомляет иногда читать о том, что кто-то где-то вроде бы пытался как-то завести фермерское хозяйство, да вот – не получилось. Ну, не получилось. Бывает. Но у других-то получается! Например, у фермера из Оленинского округа Романа Дмитриева. Заметим: не потомка Рокфеллера или хотя бы Илона Маска, а – простого парня, родом из села Татево.

 

Армия, клуб,
село

 

Конечно, к фермерству он пришел не сразу. Да во времена его детства и понятия-то такого еще не было. Как и все, окончил школу, потом поступил в военное училище, но через два года понял: не его это дело. Да и домой тянуло. Вернулся. Сначала работал культорганизатором в Козловском клубе, затем попробовал себя в коммерции, но в конце концов (может быть наследственность дала о себе знать) вернулся «к земле», и в 2005 году возглавил ОМУП «Виктория», созданное на месте бывшего совхоза «Лунинский», которым и управлял, причем вполне успешно, до 2012 года. А там – создал на его базе КФХ – крестьянско-фермерское хозяйство, которое и существует, и, можно сказать, процветает (насколько это можно говорить о хозяйствах такого профиля) и по сию пору.

Основное направление – молочное животноводство. Пробовал и другие, но отказался – проблемы со сбытом. А по молоку линия сбыта выработана и худо-бедно функционирует, хотя расценки могли бы быть и повыше. Сейчас в стаде 70 коров, две трети из них дойные. Корма – тоже свои, земля под них есть. В штате, хоть часть работ и явно сезонная, 12 человек. Причем «в возрасте» только один – остальным по 30-40 лет, то есть во времена начала работы КФХ их вполне можно было отнести к разряду молодежи.

 

Ферма для молодых

 

– Конечно, проблема кадров есть, – рассказывает Роман. – Даже не совсем так: главная проблема – стимулировать то, чтобы местная молодежь не уезжала, а оставалась на малой родине и не боялась идти работать в сельское хозяйство. Да, сейчас оно, особенно животноводство, выглядит как бы малопривлекательно, хотя бы с эстетической точки зрения. Но ведь время не стоит на месте – уже сейчас есть проекты, есть модульные фермы «под ключ», уже с оборудованием, которые похожи больше на производственные цеха, чем на коровники в прежнем понимании этого слова. И они вполне доступны. И уверен – работать на такой ферме наверняка согласились бы и многие из тех, кто сейчас морщит нос при разговоре о работе в сельском хозяйстве.

Стоит такая ферма порядка 8 миллионов рублей. И Роман уже сейчас всерьез подумывает о том, чтобы такую купить. Конечно, своих денег на это явно не хватит, но есть надежда получить грант, приняв участие в конкурсе семейных фермерских хозяйств. Тем более, что опыт в этом уже есть – в 2016 году Роман один подобный конкурс уже выиграл и приобрел на полученные средства новый холодильник для молока, доильное оборудование, поилки, увеличил поголовье стада. Почему бы не попробовать и снова?

 

«Что бы мы делали без Романа?»

 

Рассказывая о Романе Дмитриеве, просто невозможно ограничиться лишь его фермерским хозяйством. Хочется поговорить и о его депутатской работе, в активе которой, например, приобретение комплекта звуковой аппаратуры в Оленинскую детскую музыкальную школу или ремонт крыльца Мостовской средней школы, и о не депутатской, а просто человеческой – тоже.

– Приезжаем мы как-то в одну школу, в которой кое-что ремонтировали, – рассказывает глава Оленинского района Олег Дубов, – и вдруг видим: новая, красивая, вымощенная дорожка. А я помню, что в бюджете у нас никакой дорожки не было. Откуда? Оказывается, Роман по собственной инициативе помог.

И это далеко не единственный пример. Валентина Демина, главный специалист Козловского территориального отдела Мостовского сельского поселения, говорит прямо: «Что бы мы делали без Романа?»

– К нему можно обратиться с любой просьбой, причем любому жителю – Роман обязательно поможет людьми, техникой, выручит в сложной жизненной ситуации. Он очень открытый человек, принимающий близко к сердцу и нужды поселения, и нужды каждого человека. Во многом по его инициативе мы сохранили клуб, открыли детсад.

«Это наша земля и
наша семья»

 

– А как же иначе? Это же наша родина, наша земля. Мы говорим о том, чтобы удержать молодежь, но ведь это зависит не только от бытовых условий, инфраструктуры, – хотя, конечно, и от них тоже, и в нашем районе они есть, пожалуй, в большей степени, чем во многих других. Но это зависит и от самой атмосферы, от взаимопомощи, от осознания того, что это не просто наша земля, но и наша семья, где все должны помогать друг другу.

Роман неслучайно раз за разом возвращается в нашем разговоре к кадровой теме. Что греха таить: молодежь уезжает из сел в райцентры, из райцентров – в губернские столицы, оттуда – в столицы федеральные, а там иногда и куда подальше. И хотя Оленинский округ занимает вполне приличное – 11-е место в областном рейтинге, который можно было бы назвать «рейтингом сохранения численности населения», проблема эта остра и здесь. Как и по всей России.

– Что бы я сделал, чтобы эту проблему решить? – задумывается Роман. – Во-первых, осовременил бы сельские поселения. Скоро у нас появится современный ФАП – это отлично. Но я бы еще строил именно современные школы, оснащенные по последнему слову техники. Пусть в такой школе учились бы сегодня тридцать, пятьдесят человек, но это число со временем начало бы увеличиваться. Современные спортивные площадки. Наконец, – понимаю, что эта проблема может решиться только на федеральном уровне, – ввел бы дотации. Не только сельским производствам, но конкретно – работникам сельского хозяйства. Что-то типа прежнего «северного» коэффициента, но в данном случае – «сельского». Ведь земля – это земля, в конечном счете это – жизнь.