Мы должны гордиться

Мой дед Лавров Петр Ефимович (1892-1969) и бабушка Лаврова Варвара Парфеновна (1903-1980) жили в молодые годы в Тверской губернии Ржевского уезда. Бабушка воспитывалась в семье, в которой было пятеро детей.

У родителей деда было одиннадцать детей (трое из них умерли в младенчестве).

В возрасте двадцати лет дедушка был призван в царскую армию.

Благодаря своему высокому росту и крепкому телосложению, ему довелось служить в артиллерийском полку – лейб- гвардии Его Императорского Величества Николая второго. Полк этот располагался в Красном селе (ныне г. Пушкин) под Петроградом.

В начале Первой мировой войны полк был направлен на фронт в действующую армию. Во время одного из боев с немцами в Восточной Пруссии дед был тяжело ранен. После долгого лечения его из армии комиссовали, и он вернулся домой. К сожалению, своего отца дед в живых уже не застал.

Семья большая, надо помогать матери, и в поисках заработка он брался за любую работу. Работал и пастухом, и подмастерьем в пекарне, и пекарем.

В 1923 году дедушка женился на Варваре Парфеновне Лавровой (урожд. Грошевой), и у них родились четверо детей: дочь Нина (моя мать), 1924 г.р., сыновья Александр, Толя и Иван (1926-1928-1930 г.г.р).

В 1940 году деда избрали председателем колхоза в своей деревне Каденка.

В этом же году его направили на курсы председателей колхозов в районный центр Молодой Туд, по окончании которых и до начала войны он продолжал руководить уже укрупненным коллективным хозяйством.

В июле месяце 1941 года дедушка в возрасте 49 лет ушел на фронт.

Бабушка Варя осталась одна с четырьмя детьми.

В конце октября в деревню Каденка вошли немецкие войска.

Фашисты отбирали у жителей скот, птицу и всякую живность, они наступали в сторону Ржева. Немцы назначили в деревне старост, которым давали задания по отправке на фронт скота для нужд своей армии. Отбирали у жителей и последнюю надежду – корову.

В начале января 1942 года наши войска перешли в наступление под Москвой.

Стали приходить слухи, что немцы, отступая, сжигают деревни дотла. Слухи подтвердились.

Деревня Каденка не стала исключением. Немцы, войдя в деревню, стали отбирать у населения теплые вещи: валенки, полушубки, включая платки у женщин. А потом и подожгли – все дома сгорели. В январе был сильный тридцатиградусный мороз, исчезла вся надежда на спасение и бабушка пошла с детьми глубже в тыл.

Примерно в семи километрах от Каденки сохранилась деревня Тураи, которая стояла в стороне от отступающих немецких войск. В ней уже были беженцы, и только в конце деревни одна женщина сжалилась и пустила бабушку с детьми пожить в бане.

Было очень плохо с едой, бабушка ходила в соседнюю деревню и ей давали продукты – кто что мог. В начале марта 1942 г. прошел слух, что немцы находятся от Каденки примерно в 10 км, и бабушка с односельчанами решила вернуться в свою деревню. Там, на пепелищах своих домов отрывали замерзшую картошку, откапывали ямы, в которые осенью прятали зерно от немцев.

В сохранившейся без крыши бане на отшибе деревни у ручья и поселилась бабушка с детьми.

Первая трагедия случилась 5 марта 1942 года: наши разведчики в маскировочных халатах зашли в полуразрушенную баню.

– Покажите нам дорогу на Ростов, – попросил один из них.

Словно всю жизнь ждал Толя этой минуты. Помочь своим – разве бывает большее счастье?!

– Я покажу дорогу, – с радостью вызвался он.

Проводник выглядел слишком юным и хрупким, но искать другого не было времени.

Разведчик потрепал его по плечу :

– Давай, веди!

Близ деревни они попали в немецкую засаду. Пулеметной очередью Толя оказался отрезанным от своих и был схвачен гитлеровцами. Его долго допрашивали, но он не сказал, что вел разведчиков.

Толю немцы расстреляли как партизана. Памятник на приблизительном месте его гибели моим дядей Александром Петровичем Лавровым установлен в лесу недалеко от деревни Меженинка.

В прошлом году я приезжал в г. Котово Волгоградской области, где одна из главных улиц города носит имя пионера Анатолия Лаврова. Побывал в школе и краеведческом музее. Посетил могилу Геннадия Петровича Бурычева – заслуженного учителя РСФСР, кавалера ордена «Трудового Красного Знамени», «Почетного гражданина Котовского района» – отдал дань памяти этому замечательному человеку.

Геннадий Петрович Бурычев более полувека своей жизни отдал служению подрастающему поколению, воспитанию у него чувства патриотизма.

По инициативе Геннадия Петровича и учащихся 8 «А» класса их класс в 1960 году стал называться именем пионера Анатолия Лаврова.

За период существования пионерских отрядов имени А. Лаврова с 1960 по 2001 год учащиеся с честью несли имя героя. 18 выпусков «лавровцев» оставили неизгладимый след в истории школы №1 города Котово. А отряд «лавровцев» в школе существует и в настоящее время, туда принимают только тех ребят младших классов, которые учатся на «хорошо» и «отлично».

Страшные вести о родных стали приходить и с фронта.

В ноябре 1942 под Ржевом погиб родной брат бабушки Семен Грошев (1912 г.р.).

В июле 1943 г. на Курской дуге – второй брат Андрей Грошев 1897 г.р.

Третьего брата – Ивана 1897 г.р. – после тяжелого ранения на фронте в голову не стало в 1947 году.

В конце ноября 1943 года на фронт был призван ее старший сын Александр Лавров, 1926 г.р. Он воевал на Ленинградском фронте и в Прибалтике. В бою за Латвию в феврале 1945 года он был тяжело ранен в грудь. Мой дядя был награжден медалью «За отвагу». После войны А.П. Лавров работал в райисполкоме, а с 1954 до 1976 являлся руководителем совхоза. А.П. Лавров ушел из жизни в 2004 году.

Дед Петр Ефимович Лавров в начале Великой Отечественной войны был направлен в военно-строительный батальон. Его военный путь пролегал от Ржева до Латвии.

Более четырех лет он переносил все тяготы военной жизни. В лютые морозы, метели, во время осенних дождей под бомбежками военные строители делали мосты, военные объекты и дороги. Нередко им приходилось жить вне населенных пунктов, часто в лесу, в лучшем случае – в землянках, которые сами и строили.

И эти испытания перенесли солдаты, большинству из которых на тот момент было более 50 лет.

Дедушка был награжден медалью «За боевые заслуги».

В конце войны дед тяжело заболел, долго лечился в госпитале и домой вернулся в октябре 1945 года.

После войны в мае месяце 1949 года дедушке с бабушкой пришлось пережить еще две трагедии. В течение одного месяца похоронили двадцатипятилетнюю дочь Нину, у которой остались два сына – двойняшки в возрасте десяти месяцев: это я и брат Владимир.

Мои родители познакомились в школе в 1947 году, где они работали преподавателями и в том же году они поженились. Ее семейное счастье длилось всего два года.

Через несколько дней после ухода матери не стало и ее родного брата Ивана в возрасте восемнадцати лет. Скитание по чужим углам, голод и холод отразились на их здоровье.

В силу своего возраста и здоровья бабушке пришлось расстаться с одним из своих внуков. Володю воспитала дедушкина родная сестра, которая рано стала вдовой – муж погиб на войне.

В ближайшее время на месте ожесточенных боев под Ржевом в Тверской области откроется памятник Солдату. Мемориал станет первым крупнейшим памятником подвигу советских солдат, павших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.

К сожалению, мы последнее поколение, которое увидит ветеранов Великой Отечественной. Как бы ни было грустно, они уходят – те, кто отстоял свою Родину, не дав вероломному фашисту захватить ее.

Наша священная обязанность – сберечь и сохранить историческую правду о тех суровых годах, память о живых и павших героях.

Мы должны гордиться тем, что у нас с вами великие предки. Их имена следует помнить.

Никто не забыт, ничто не забыто!