У Александра Чижова, которому грозил пожизненный срок, остался шанс выйти на свободу.
Днем в пятницу, 24 сентября, в Твери суд поставил первую точку в резонансном деле «оленинского палача» – 27-летнего Александра Чижова, который буквально растерзал 24-летнюю Анастасию Семенову, изнасиловав девушку в извращенной форме, а затем зверски ее убив. В этот день Чижову вынесли приговор. На суде присутствовал корреспондент Tverigrad.ru А. Косоруков.
Вместе с мамой Насти Ларисой Жирновой мы вошли в зал заседаний в новом, недавно открытом Дворце правосудия.
– Как Вы, держитесь? – я видел, что на Ларисе буквально лица нет от переживаний и ожидания справедливого приговора.
– Успокоительные приняла, очень устала, – призналась Лариса.
В этот момент два дюжих полицейских, старшина и старший лейтенант, через боковую дверь ввели в зал закованного в наручники Чижова. Поместив его в «клетку» с бронированными стеклами, они, молча и грозно возвышаясь, остались снаружи.
Чижов был спокоен, но не безразличен к происходящему вокруг него. Очень жестким, с прищуром взглядом он поочередно сверлил Ларису, меня, помощницу судьи, прокурора. Стоял минут пять. Потом решил присесть. В зале в ожидании судьи стояла оглушительная, вязкая тишина. Любой мало-мальский звук – словно гром.
Чижов сидел, откинувшись назад и засунув руки в карманы спортивных штанов. Вскоре эта поза ему наскучила. Он достал руки из карманов, сцепил их в замок и, неожиданно громко стал хрустеть пальцами. Признаться, впечатление это произвело жуткое. Перед глазами пронеслись листы уголовного дела и судмедэкспертизы, в которых жестким, холодным языком было написано о том, как Чижов ломал Насте ногами ребра, как потом 46 раз бил ее отверткой, насиловал, душил брюками.
Хруст его пальцев был словно хруст ломаемых костей жертвы…
В зал зашел судья Михаил Бобров, и все встали. Ранее прокуратура потребовала дать Чижову высшую в России меру наказания за совершенные зверства – пожизненное лишение свободы. Но когда судья зачитал приговор, Лариса Жирнова побледнела и у нее выступили слезы. 22 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и компенсация морального вреда в размере 1 миллиона рублей. Таков был вердикт. Лариса этого не ожидала, она надеялась на по-настоящему суровое наказание для изувера, лишившего ее единственной дочери.
Я смотрел на Чижова. Он был по-прежнему спокоен. Но глаза его чуть ли не ликовали. Казалось даже, что под маской, прикрывавшей его лицо, блуждала улыбка.
– Бабуле привет передай, пусть не переживает, – обратился он к своему адвокату. Бабушка – его единственная родственница.
Я спросил его, как он отнесся к приговору. Ответом было ледяное молчание. После этого конвой заковал его в наручники и вывел из зала. Когда и если Чижов выйдет на свободу, ему будет под 50.
Лариса стояла и смотрела на все это. И плакала.
– Он через 22 года выйдет, а то и раньше, меня уже не будет, я уже не смогу посмотреть ему в наглые глаза. Он заслуживает пожизненного. Я не верю, что он раскаялся. Я как в тумане до сих пор. Не могу ни осознать, ни осмыслить. До сих пор жду, что Настя позвонит или придет. Обжалование? Буду что-нибудь придумывать. Я не знаю, что надо делать, мне надо узнавать, – растерянно, еле сдерживая себя, говорила она.
Представитель гособвинения, которая присутствовала в зале суда, пока воздержалась от комментариев по поводу того, будет ли прокуратура обжаловать приговор и подавать апелляцию. Для начала надо получить приговор на руки. Впрочем, скорее всего, как говорит практика по таким делам, апелляция все же будет. Так что, вынесенный 24 сентября приговор Чижову еще не точка. Скорее всего, это запятая.
Справка по делу
Напомним, в июле 2020 года пьяный житель Оленино Александр Чижов жестоко избил 24-летнюю Анастасию Семенову, сломал ей ребра ногами, 46 раз ударил отверткой, а затем задушил брюками. Кроме того, Чижов признался, что изнасиловал Анастасию в извращенной форме уже после смерти девушки. Однако, как сделали вывод эксперты, надругательство над девушкой было прижизненным.
Сначала, несмотря на множество доказательств и заключения судмедэксперта, оленинское следствие квалифицировало совершенное Чижовым как «обычное» убийство, а не как убийство с особой жестокостью. Оленинская прокуратура утвердила обвинительное заключение и отправила дело в суд. Максимум, что грозило Чижову – до 15 лет лишения свободы. И лишь благодаря матери девушки и огласке истории удалось переквалифицировать дело на более тяжкие статьи обвинения. Уголовное дело расследовало СУ СК России по Тверской области.