Людмила ОРЛОВА: Учителем я мечтала быть всегда… и работать именно дома, в Оленино

В этом году Оленинская основная школа отмечает свое 30-летие. И мы продолжаем рассказывать о ее учителях. Сегодня наша беседа с завучем по учебно-воспитательной работе Людмилой Александровной Орловой, которая уже почти 20 лет трудится на педагогическом поприще, а в прошлом году отметила свой 40-летний юбилей.

Простая
биография

– Биография моя довольно проста. Родилась я в Оленино. Окончила Оленинскую среднюю школу и поступила на математический факультет Тверского государственного университета. Получив диплом, вернулась на малую родину. Семь лет отработала в своей родной школе учителем физики и математики, а затем перешла в основную, где год так же отработала учителем, а затем мне предложили место завуча, которое и занимаю по сей день. Надо сказать, что все это было неслучайно: и учительство, и математика, и возвращение в Оленино. Учителем я хотела быть с детства, и очень любила при этом математику, понимала ее. Даже когда играли, как и все девочки, в школу, я всегда была именно учителем математики. Так что и в университет пошла вполне осознанно, именно так и только так, представляя свое будущее: учителем математики. И – именно дома, в Оленино, по возможности в своей родной школе. Кстати, на самой первой линейке, где нас чествовали как новых учителей, меня и заметил мой будущий муж, он тогда привел в школу своего племянника.

Муж в те годы, как и многие, работал в Москве. Но после свадьбы вернулся домой, и с тех пор работает в Оленино. В семье две дочери – одна учится в шестом, а другая – уже в выпускном, одиннадцатом классе. Готовится поступать в Тверской медуниверситет. И тоже с целью вернуться на работу в Оленино. Как и мама.

У нас есть всё

– Конечно, хотелось бы, чтобы все больше молодых оставались на своей малой родине. Ведь это – нормально: приносить пользу, трудиться именно там, где ты родился и вырос. Понимаю, сейчас это – проблема, причем проблема общероссийская. Но надеюсь, что и она когда-то решится. Ведь, если посмотреть, наши дети и молодые люди сейчас имеют в Оленино всё, что нужно для нормальной жизни. Спортивные площадки и ФОК, Дом творчества, все необходимые социальные учреждения, не знаю, чего еще не хватает. И школы у нас прекрасные, дающие образование ничем не хуже, чем городские. Оленинская средняя школа – едва ли не образец того, какой должна быть школа в принципе – и по педагогическому составу, и по оснащению, оборудованию самыми современными средствами обучения. Наша, основная, школа, как и другие в округе, немного «победнее», но так же оснащена всем необходимым и современным. И это – заслуга и федеральной, и областной, и нашей, муниципальной, властей. Внимание к школам в глубинке теперь повысилось, и это – правильно. Сейчас даже не верится, что было и такое время, когда их просто уничтожали. И спасибо огромное Олегу Игоревичу Дубову, что не позволил этого сделать в нашем районе.

Впрочем, по словам Людмилы Александровны, есть все же и некоторые пожелания со стороны учеников. Так, многие сетуют на отсутствие в Оленино кинотеатра или какого-то развлекательного центра для молодежи, где могли бы чаще показывать фильмы, проводить какие-то интересные мероприятия.

Интернет
помогает

– Наверное, об этом и стоит подумать, да. Если возникнет такая возможность. Потому что общение в реальной жизни – главное. Этого не заменит Интернет, которым, естественно, все мы пользуемся. Он очень сильно помогает. Мы можем делать уроки более интересными, красочными, иллюстрированными. Ну, а дети, естественно, находят в Интернете все, что им нужно, в том числе, и для обучения, и для подготовки к экзаменам. Бывает, просто дашь задание ученикам, и вот они ищут решение с помощью Интернета, что, несомненно, развивает их способности находить, анализировать, сопоставлять информацию. И это хорошо, это им необходимо. Конечно, жизнь в целом меняется, и очень серьезно, а Интернет тоже играет в этом свою роль, в чем-то наверное и отрицательную, а в чем-то и положительную. Вот, например, заметила, что за почти 20 лет моей работы дети стали менее закрепощенными, уходит некая «зажатость», они становятся более раскованными. Не стесняются, например, задать преподавателю вопрос о его личной жизни. Хорошо ли это? Я думаю, что да. Это позволяет устанавливать более доверительные контакты между педагогами и учениками, да и самим детям наверняка поможет в жизни.

К сожалению, Интернет и цифровизация не спасают педагогов от огромного количества всяческих «бумаг», которыми приходится заниматься не только на работе, но и дома. «Работа – 24 на 7», – шутит Людмила Александровна. «И как же вас домашние-то терпят?» – «Да так и терпят. Лишь младшая дочь иногда пеняет, мол, ты, мама, своих учеников любишь больше, чем нас. Но что ж поделать, для меня все дети – «мои»: и свои, и чужие».
Вот такие учителя!