Не зря года богатством называют…

На снимке: Т. Ф. Урусова с младшей дочерью Ниной (фото из семейного архива).


…По уже сложившейся традиции в дни больших и почетных юбилеев россияне зрелого возраста получают персональные поздравления от Президента страны В. В. Путина. И ветераны-оленинцы не исключение. Не так давно адресатом такого письма из Кремля стала наша землячка Тамара Федоровна Урусова, которой 9 марта исполнилось 90 лет!

Вот что говорится в поздравлении Президента:

«Уважаемая Тамара Федоровна! Сердечно поздравляю Вас с юбилеем! Вы выстояли в годину тяжелых испытаний, сохранили веру в правое дело, в добро и справедливость. Опаленная войной молодость, вся Ваша жизнь всегда будут служить для нас и для будущих поколений ярким примером беззаветной любви к Родине, силы духа и несгибаемой воли. Желаю Вам здоровья, благополучия и всего самого наилучшего.
Президент Российской Федерации В. Путин».

Тысячу раз прав Президент, что у современного поколения есть достойные примеры для подражания – как надо любить Родину, без остатка отдавать себя работе, высшей ценностью и главным богатством для себя считать семью, детей. Именно так жили и продолжают жить, не утратив молодость в душе те, кто уже далеко не молод. Можно только позавидовать, как удается сохранять энергию и жизненные силы в 80, 85, 90 лет. А действительно – как? С целью услышать ответ на этот вопрос я и отправилась в гости к Т.Ф. Урусовой. И хотя визит этот был несколько неожиданным, встретили меня весьма гостеприимно. Сразу про себя отметила, какой в квартире идеальный порядок и чистота, обратила внимание на красивую фотографию молодых супругов Урусовых, которая висит на видном месте. За накрытым столом с ароматным чаем и сдобными плюшками и начался наш долгий разговор.

Тамара Федоровна с удовольствием поделилась воспоминаниями о своей долгой жизни. Благо удивительная память и острый ум не подводят ее и в столь почтенном возрасте.

… Родилась в бедной крестьянской семье. У родителей, Федора Михайловича и Марии Сергеевны, было четверо детей. Деревня Суково бывшего Молодотудского района, где она и появилась на свет, была большая – дворов 55-60, не меньше, и в каждой семье по несколько детей, так что в соседнюю деревню Куркино, где находилась школа-семилетка, детвора всегда ходила гурьбой.

– Места в той сторонке уж больно красивые, – рассказывала моя собеседница. – Наш дом стоял на пригорке, а внизу речка Белейка, куда мы, ребятня, бегали купаться, а какие там были заливные луга! Жили небогато, но дружно. Мама была председателем колхоза, тогда, почитай, в каждой деревне был колхоз, так что с утра и до вечера мы ее не видели. Мне, как самой старшей, родители доверяли корову доить и выгонять в поле, а вечером встречать, овец и поросят накормить, следить за младшенькими. Летом, помню, мы, подростки, помогали колхозникам сушить сено, лопатить зерно, мальчишкам доверяли пасти скот. Жизнь в деревне, как известно, не терпит ленивых, вот нас родители и приучали с детства к труду, не чураться никакой работы.

По признанию Тамары Федоровны, училась она хорошо, мечтала стать учительницей, а тут война… Очень скоро все деревенские мужики, в том числе и ее отец, ушли на фронт, деревня сразу опустела, остались женщины, старики да дети. И вместо того, чтобы идти в седьмой класс, 13-летняя девчушка осталась «на домах» вместо мамы, которая, как выразилась Тамара Федоровна, «в раз постарела и почернела от забот и дум как сохранить колхозное добро». Не сохранила. Пришедшие вскоре немцы вывезли все зерно, пустили «под нож» скотину для личного пропитания, для проживания выбрали дома попросторнее да побогаче. Семью Ждановых на улицу не выгнали, позволили ютиться в чулане и заставляли каждый день мыть полы в доме, стирать на них, чистить картошку.

Как вспоминает Т.Ф. Урусова, особо у них в деревне немцы не лютовали, но стариков, женщин, детей постоянно выгоняли на работу – заготавливать дрова, таскать воду, топить бани, зимой расчищать дорогу до Полтино. А зимы тогда стояли суровые, морозные, снега порой наметало выше человеческого роста.

– Намерзнешься за день и не можешь до утра согреться, а утром снова на работу, – рассказывала пожилая женщина. – Но страшнее холода был голод. Есть хотелось всегда, порой немцы давали что-нибудь покушать, но, думаю, делали это не из жалости к деревенским ребятишкам, а чтобы посмеяться, видя, какими голодными глазами мы смотрим на их трапезу, с какой жадностью до крошечки съедаем объедки со стола…

Ни газет, ни других источников информации на оккупированной территории не было, вестей с фронта не получали и о том, как там идут дела, деревенские жители узнавали только по настроению немцев: если те пьют самогонку, горланят на своем языке песни да пиликают на губной гармошке, значит, дела у наших плохи. Если же суетятся, что-то бурно обсуждают, вымещают зло на мирных жителях – значит, наши дали фрицам жару.

Несколько месяцев немцы оккупировали район, за это время сожгли почти все деревни, угнали в рабство многих парней и девчат, а какие бои шли в округе, сколько полегло советских бойцов! Их и сейчас находят и хоронят с почестями. Но и тысячи фашистов нашли смерть на молодотудской земле…

Отец Тамары Федоровны вернулся с фронта незадолго до окончания войны совсем больной и полуслепой, работать в полную силу уже не мог, да и мама сильно сдала, стала часто хворать, так что теперь подросшие дети стали для них опорой, особенно старшенькая – Тамара. Как-то случайно девушка узнала, что в Ржеве открылись курсы медсестер и, не раздумывая, поехала учиться. Мечтала, получив корочки медсестры, попасть на фронт, но пока училась, пришел долгожданный День Победы, и в сентябре 45-го Тамару Жданову направили на работу в Дубровский медпункт. Каждый выходной она спешила домой в свое Суково, очень беспокоилась за маму, а когда той в 1948-м не стало, вообще вернулась к отцу.

Наверное, такое понятие, как судьба все-таки существует. Именно она свела Тамару Жданову и Георгия Урусова. А познакомились они на одной из деревенских вечеринок. Яркая, бойкая, веселая девушка недостатка в кавалерах не испытывала, как со смехом сама заметила: «… на танцах стенку не подпирала». Но и Георгий был парень что надо – высокий, стройный, по выправке сразу угадывалось – человек военной закалки (уже много позже родные узнали, что в войну Георгий Иванович служил в органах КГБ). Одним словом, приглянулись молодые люди друг другу и вскоре сыграли свадьбу, а вернее просто пошли в сельсовет и расписались. Не до свадеб было в то непростое послевоенное время.

Переехав в Суково к молодой жене, Георгий работал в колхозе шофером, были частые командировки в район, в одну из которых председатель правления Райпо предложил парню работу водителем, пообещал помочь с жильем. Долго Урусовы не думали, собрали свой нехитрый скарб и отправились на новое место жительства. Вначале ютились на квартире, потом начальство Райпо, как и обещало, выделило им половину дома на улице Кирова, тем более, что и Тамара начала работать в этой сфере: сначала была помощником повара в общепите, потом, видя, как у молодой женщины все горит в руках, как она быстра и исполнительна, поставили официанткой.

– Народу тогда к нам ходило очень много: командировочные из Калинина, жители местных деревень, обедали у нас и приезжающие по служебным делам в Оленинский леспромхоз, пока на предприятии не открыли свою столовую, – вспоминает Тамара Федоровна. – Приходила домой поздно вечером, не чувствуя ног – так уставала. И всегда меня встречал муж, а на столе ждал немудреный ужин.

В 1951-м родилась дочь Галя, а через год вторая – Нина. Тамара Федоровна практически не сидела в декретном отпуске, от силы 2-3 месяца и снова на работу. Сейчас и сама удивляется, как управлялась? Тем более, что когда девочки одна за другой пошли в школу, муж, который стал уже продвигаться по карьерной лестнице, надумал тоже учиться.

– Долго не решался сказать, что хочет поступать в Калининский кооперативный техникум на заочное отделение, – вспоминает собеседница, – думал, что я буду ругаться, отговаривать. А я была только «за». Бывало, днем девчонки уроки за одним столом делают, а вечером их место отец занимает со своими книжками и конспектами…

Слушая бесхитростный рассказ Тамары Федоровны, который очень осторожно дополняла дочь Нина, я невольно ловила себя на мысли, что, несмотря на многие трудности, героиня моего повествования весьма жизнерадостный человек, рассказывала о своей жизни с каким-то воодушевлением, на позитиве. Да, ее поколение много и тяжело трудилось, выстояло в войну, преодолело тяжелые послевоенные годы, но закаленные в этом горниле не привыкли жаловаться, они радовались и продолжают радоваться тому редкому и малому счастью, что выпало на их долю.

Т.Ф. Урусова гордится тем, что с мужем они воспитали прекрасных дочерей, обеим дали высшее образование: и Галина, и Нина стали врачами. Пример счастливой жизни отца и матери, которые безмерно любили и уважали друг друга, помог им построить свои счастливые семьи. У Тамары Федоровны двое внуков – Лена (дочь Гали) занимает ответственную должность в коммунальном хозяйстве г. Москвы, а Антон (сын Нины) – главный директор Пушкинского машиностроительного завода. А еще у нашей юбилярши четверо правнуков, которые не забывают ее, приезжают с подарками в гости.

Лишь один раз во время нашего разговора затуманились глаза Тамары Федоровны, скупая слеза скатилась по щеке, а голос начал предательски дрожать – когда она начала вспоминать, как уважал и любил ее муж, какой он был внимательный и заботливый, как любил и баловал дочерей. Душа в душу супруги Урусовы прожили 65 лет, поэтому ей так тяжело и тоскливо бывает, все никак не может привыкнуть к тому, что дорогой ей человек ушел в мир иной…

Вот такая бесхитростная история жизни нашей землячки-долгожительницы. Да, Т.Ф. Урусова не занимала высокие посты и должности, у нее нет больших государственных наград, но те, которыми ее награждали за честный и добросовестный труд (Похвальные грамоты, книжечки «Ветеран потребительской кооперации», Ветеран труда», «Ударник коммунистического труда», удостоверение ветерана Великой Отечественной войны), она бережно хранит вместе с пожелтевшими от времени семейными фотографиями.

Уже прощаясь, Тамара Федоровна сама сказала о себе так: «Жизнь у меня долгая и нельзя сказать, что легкая. Было в ней все: и радостей немножко, и забот полно лукошко. Но 90 лет за плечами – это еще не повод для печали. Самое главное – до конца оставаться человеком». А я про себя подумала, нет:

Не зря года богатством называют
Бесценны мудрость и душевный свет,
Что даже в 90 жить честно позволяют,
Они дороже золотых монет…

С юбилеем Вас, уважаемая Тамара Федоровна! Пусть дольше века длится Ваша жизнь!

Л. ЛАЗАРЕНКО