Воскресная школа в поселке Оленино

Православная воскресная школа – это курсы катехизации, что в переводе означает: «изучение Христианства как учения», «духовное укрепление в Вере». Преподаватель в воскресной школе является катехизатором.

При всех храмах российских с древнейших времен старались делать воскресные школы. В своем названии они имеют два значения. Первое означает, что все занятия проходят по выходным, а именно – по воскресеньям. Второе, ключевое значение слова – «воскресение», то есть – «восстановление души».

Воскресная школа при храме Новомучеников и Исповедников Российских в п. Оленино существует уже около десяти лет. Инициаторами и духовными вдохновителями ее создания стали: Благочинный Оленинского округа протоиерей Владимир (Евстигнеев) и помощник Благочинного Оленинского округа В.В.Лыкошев, ставший впоследствии в ней преподавателем. Но главным вдохновителем возрождения воскресных школ в России был и остается Московский патриархат. Он в свое время поставил данную задачу всем епископам, а те довели ее до всех священников – настоятелей храмов и монастырей. Одной из основных причин, вынудивших РПЦ воссоздавать данные школы, стала бедственная ситуация, сложившаяся в среде верующих и превратившаяся в быстро набирающую обороты проблему. Многие прихожане исповедовали не христианское православное учение, как это им ошибочно казалось, а были подвержены фольклорному христианству, которое само по себе очень далеко от настоящей истинной религии. Эти люди получали свое духовное воспитание от бабушек и дедушек, а не от священников в храмах. А любое возвращение на научную христианскую стезю этими прихожанами воспринималось в штыки. Если истинное христианство – это духовность, то у таких «прихожан» в основе была обрядовая составляющая, а также присутствие суеверия. Сложившееся разногласие стало итогом того, что целые десятилетия в стране отсутствовали храмы и духовные образовательные учреждения.

Тогда еще не было Ржевской епархии, а была единая – Тверская и Кашинская, во главе которой стоял митрополит Виктор (Олейник). Так как в Оленино работа воскресной школы должна была проводиться по специализированной программе, включающей в себя полный курс обучения 3 года, то перед тем, как ее открыть, храм обязан был написать и предоставить свою программу в епархиальный отдел на утверждение. За эту кропотливую работу взялся Виктор Лыкошев. Он писал ее на основе типовых программ и адаптировал под конкретную воскресную школу, с учетом местных условий. Можно было издать авторскую программу, но там должны соблюдаться строгие требования. Программа, которую написал Виктор Васильевич, является блочной на 2-3 года, потому что школа – это не «десятилетка», и контингент ее постоянно меняется. Ведь главная цель воскресной школы – это правильно подготовить людей к христианскому вероучению, потому что многие приходят в храм ничего не зная о православии, а также усвоить основы религиозных христианских знаний. А когда усвоил основы, то делаешь дальше свой следующий шаг. Проще говоря, не выучил таблицу умножения – высшая математика для тебя закрыта.

При планировании обучающего курса включается часть общего знакомства с религией. Вплоть до того, что такое Священное писание, Библия, как устроен храм, что такое литургия, как священник ведет службу, что такое символика креста и др., то есть – основы основ. Когда проходит годовой курс общих знаний, преподаватель со своими подопечными переходит к изучению Священного писания, начиная с первой книги – Бытия, а заканчивая Апокалипсисом. При возможности преподаватель знакомит учащихся с трудами святых отцов. Разумеется, это необъятное море литературы, которое в рамках воскресной школы не освоить, поэтому если человек заинтересован, то он начнет сам изучать эти труды в дальнейшем, помимо курсов. А вот что касается Священного писания, то оно разбирается более подробно, потому что без этого подходить к святоотеческой литературе бессмысленно. Там тоже есть свои периоды, начиная с того момента, когда Вера конкурировала с язычеством до конца I v. – начала III v. и называлась Аполгет – защитная речь. В IV веке христианство получает определенные права, а Армения становится вообще полностью христианской страной, там начинается другой период, потому что Церковь получает другую направленность – менее защитную и более просветительскую. В этот период происходит развитие религиозной философии. Но это все находится за рамками воскресной школы. На изучение Ветхого и Нового заветов уходит по году на каждый. В изучении Священного писания происходит через толкование трудов святых отцов, через догматику Церкви. Но так или иначе слушатели все равно с ним знакомятся. А вот, например, изучать творчество Макария, Антония, Василия Великого или Иоанна Златоуста в подробностях нет такой возможности.

Сейчас в п. Оленино, при храме Новомученников и Исповедников Российских работают две школы – детская и взрослая. Детская включает в себя две возрастных группы – младшую (с д/с до 4 кл., преподаватель – Л.В.Новикова) и старшую (с 5 до 9 классов, преподаватель – В.В.Лыкошев). Взрослую школу посещают те прихожане, кому от 18 лет и старше. Ее ведет также, Виктор Лыкошев. Подростковой группы в Оленино пока нет. Вся сложность заключается в том, что воскресная школа – это дополнительное образование, а дети, загруженные школьной программой и готовящиеся к сдаче выпускных экзаменов, не имеют физической возможности заниматься еще и дополнительно.

С этого года воскресную школу при храме Новомученников и Исповедников Российских посещают воспитанники ГБУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» в п. Оленино. Дети представлены в старшей и младшей группах. Наполняемость классов сегодня – более десяти человек в каждой отдельно взятой группе. Количество слушателей школы зависит от количества прихожан – чем больше прихожан, тем больше учеников. В процентном соотношении это составляет 15-20%. Согласно статистики по стране в целом, количество учащихся, посещаемых воскресную школу в Оленино, считается большим или высоким.

Также в Оленино, по сравнению с остальными городами Тверского региона, воскресные школы посещает разновозрастной контингент из числа прихожан. В городах области – это люди пожилого возраста, да к тому же, в основном, они представлены женщинами. И процент от общего числа прихожан составляет 7-10%. Что в соотношении для Оленино является хорошим показателем.

Но все-таки присутствует и ряд проблем. Во-первых, так как это дополнительное образование, то люди не каждый раз могут посещать школу. А программа рассчитана на каждый урок. Поэтому у человека в его знаниях получается пробел. Во-вторых, существует проблема в отсутствии учебников. В распоряжении храма есть только Закон Божий, под редакцией Слободского. Но он не совсем подходит для воскресной школы, чему есть два разумных объяснения. Первое – то, что он очень старый, то есть время его написания. Второе – эта книга больше для семейного чтения. Хорошо, когда семья верующая и все ее члены, находясь дома, читают книгу и имеют возможность разобрать все необходимые моменты. А для школы, как таковой, она очень неудобна. По ней невозможно дать домашнее задание, потому что они неравноценны. Например, чтобы что-то разобрать для ребенка, необходимо присутствие взрослых. А для взрослых необходимо присутствие детей…

В прошлом году президент Научно-теологической образовательной ассоциации (НОТА) митрополит Илларион (Алфеев) в телепрограмме «Церковь и Мир» демонстрировал новые учебники для детских воскресных школ. «Возможно они когда-нибудь дойдут и до нас…», – с надеждой в голосе прокомментировал слова митрополита Виктор Васильевич Лыкошев.

А. ЛАВРОВ