Оленино: год после майдана

15 мая 2017 года глава Оленинского района Олег Дубов собрал в РДК встречу с населением, чтобы дать объективную информацию об инвестиционном проекте по строительству современного мусороперабатывающего завода на трассе М-9 «Балтия» (экономический эффект для района составлял 700 млн руб. от продажи земельного участка и около 50 млн руб. ежегодных налоговых поступлений в местный бюджет). Глава собирался официально объявить жителям о прекращении переговоров по инвестпроекту, после того, как районное Собрание депутатов 5 мая заблокировало любые действия по отводу этого земельного участка.

Примерно половина из 700-800 присутствующих были обычными жителями, пришедшими на спокойное и цивилизованное обсуждение вопроса – неважно, кто из них и как относился к такому объекту. На диалог с этими людьми и шел глава. Если бы Дубов имел возможность изложить ситуацию, то оленинцы бы успокоились, поняв, что никогда не было даже речи о «радиоактивных отходах», а, главное, что после решения депутатов от 5 мая не осталось ни одного законного способа для реализации инвестпроекта, и он прекратил свое существование. Это понимал глава района, это понимала и оппозиция, для которой 15 мая выпал единственный шанс взорвать обстановку. Противники Дубова использовали свой шанс с помощью умелых политтехнологов и при информационной поддержке сайта Ходорковского «Открытая Россия» и газеты «Караван».

В тот день прошла мобилизация московских дачников, подвоз массовки из Ржева и организованный приход крепких подвыпивших ребят во главе с человеком известным по прозвищу «Боца», которые провели физический захват сцены РДК. Все это требовало немалых денег, и они нашлись. «Заряженные» участники встречи, вместе с гостями района составляли примерно половину от присутствующих. Но это была четко организованная и крикливая половина, полностью захватившая инициативу в свои руки.

В итоге, встреча с главой района, призванная успокоить ситуацию, превратилась в Оленинский майдан. Прошел год. Вполне достаточное время для того, чтобы осмыслить происшедшее 15 мая и продолжающее происходить сейчас.

ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕТ

Надо отдать должное энергичным попыткам Олега Дубова и его обновленной команды по восстановлению стабильности в районе. Быстрые кадровые перестановки, связанные не только с омоложением руководящего состава, но и с избавлением от лиц, причастных к майским событиям, позволили восстановить утраченный контроль над важнейшими подразделениями муниципальной власти. В местной газете, с опозданием на 21 год, начала проводиться внятная информационная политика. На районной партконференции, состоявшейся в ноябре, через полгода после майдана, Олег Дубов смог вернуть себе поддержку местного отделения «Единой России», которая была и остается самой мощной и влиятельной политической силой района.

15 мая не победил никто. Майданщики – потому что Олег Дубов не только остался главой района до 2020 года, но и провел крайне болезненные для оппозиции кадровые перестановки. Дубов – потому что его реальное влияние на дела района значительно снизилось, а сам он фактически завершил свою карьеру как политик регионального уровня. Но больше всего проиграли оленинцы в целом: возможности района находить поддержку в Твери по текущим проблемам до и после майдана, мягко говоря, очень разные.

Объявленная Олегом Дубовым «политика нормализации», сама по себе вполне разумная, и даже частично удавшаяся, смогла восстановить всего лишь систему административного управления. Это, само по себе, тоже очень важно. Но остановить сползание района в политической хаос, которое продолжается весь минувший год, оказалось невозможно. Стабильную обстановку можно сохранять и удерживать бесконечно долго. Будучи однажды разрушенной, она уже восстановлению не подлежит, ни в Оленино, ни где-либо еще. Можно привести список городов и районов, подтверждающих это правило – к сожалению, он достаточно обширный. И тот факт, что Оленинский район пал жертвой политтехнологий, замешанных на грязных деньгах, намного позже других, может быть лишь очень слабым утешением.

Противостояние продолжается. Со стороны оппозиции, не сомневающейся в своем приходе к власти и деньгам в 2020 году, оно становится все более грязным.

СМОТРИТЕ, КТО ИДЕТ…

В основном оппозиционная деятельность активно ведется в нескольких группах Интернета, где устроена настоящая травля в адрес местной власти и всего, что делается в районе. Записи под фейками защищают авторов от судебных исков и уголовных дел за клевету и оскорбления. Можно смеяться над тем, как «Фрося Федорина», «Иван Сафронов» и «Митяй Тимофеев» день за днем «свергают власть» — но их «деятельность» на самом деле совсем не безобидна, и ее направляет опытная рука грамотного политтехнолога. Их читают, а кто-то и верит распространяемой в этих группах явной и циничной лжи в духе Геббельса.

Теневой лидер и главный «кошелек» этих сил вполне очевиден – одна из предпринимательниц, когда-то, еще до Дубова, приватизировавшая несколько престижных объектов в Оленино, а затем, некоторое время, входившая в его ближайшее окружение. Многие уже забыли, что глава района резко остановил «рыночные реформы» не в первый, а во второй срок своей работы. В немалой степени ему это удалось после избавления от такой «соратницы». Дама полностью ушла в бизнес, сохранив немалые амбиции и многократно приумножив свой достаток. В основном, за счет торговли землей и недвижимостью. Поэтому инвестпроект на трассе «Балтия», на переговорах по которому главным условием Дубова была продажа только муниципальной земли и жесткое отсечение от этой темы любых частных лиц, стал для нее смертельной обидой. А майские события разожгли в ней громадье бизнес-планов по приводу к власти нового, послушного лично ей главы и ее собственному возвращению к имущественному и бюджетному «пирогу». В основном, планы связаны, конечно же, с 18 тысячами гектаров муниципальной земли. И совсем не случайно районное Собрание, по предложению главы, минувшей осенью радикально поменяло порядок определения продажной стоимости земельных участков. Главным было даже не резкое повышение цены, а установление четко прописанной формулы, при которой администрация никак не может повлиять на стоимость земли. И, соответственно, теряются любые, даже теоретические возможности для наживы бизнесменов в чиновничьих креслах, которые могут появиться в районе через два года. Понимая, ради чего принято решение, бизнес-леди, через подконтрольную ей группу «ВКонтакте», организовала настоящую истерику по этому поводу.

После двадцати лет спячки и полного забвения неожиданно проснулся бывший глава района Вениамин Суворов, подтянув к активному участию в оппозиции всю свою большую предпринимательскую семью. Особенно впечатляют письма Суворова в правительство области с требованием немедленно снять с должности главу района. Главный аргумент этих писем – закрывшиеся предприятия, когда-то работавшие в советские годы. Почему-то Вениамин Александрович считает, что у оленинцев и руководства региона существуют проблемы с памятью. Ошибочно считает. Многие люди прекрасно помнят, что, например, Оленинский леспромхоз был приватизирован в 1995 году, почти за год до приезда Дубова в Оленино. Еще до смены главы района, происшедшей 22 мая 1996 года, приватизировались и развалились «Сельхозхимия», «Мелиорация», торфопредприятие, швейная фабрика. А такие предприятия как МПМК и «Сельхозтехника», будучи приватизированы, опять же при Суворове, к 1996 году полностью погрязли в долгах, и в течение двух лет пришли к неизбежному банкротству. В той ситуации Олег Дубов мог сделать (и сделал) только одно – вернуть то имущество, которое до него не успели растащить в муниципальную собственность в счет долгов, и перепрофилировать эти объекты в пользу созданных им МУПов. Так, например, в бывшей «Сельхозтехнике» работает «Спецавтохозяйство ЖКХ», а на бывшей МПМК – Оленинское ПАТП.

Конечно, Суворов, отметивший 70-летие, думает не о себе, а о своих детях и выросшем внуке. Все-таки тяжело им заниматься бизнесом по автозапчастям, не имея административной поддержки. Конкуренция большая. Одного из своих конкурентов по бизнесу дочь и зять бывшего главы пытались несколько лет назад закрыть через суд, а действующий глава помешал им, оказав юридическую поддержку противоположной стороне. Обижены они. Поэтому вспомнили об идеях «свободы» и «демократии». Как в 1990-е годы, когда был прав тот, кто богаче.

У этой «группы товарищей», при всех их финансовых возможностях и грамотных консультантах, есть одна большая проблема. Узок круг этих «революционеров», страшно далеки они от народа. Вот и приходится малочисленным «борцам с режимом» заводить по десятку фейков в Интернете. И, конечно, каждый новый «борец» для них – на вес золота. Любой. Даже такой, как недавно появившийся в оппозиционной части оленинского Интернета Николай Комаров, прошлой осенью освободившийся из мест не столь отдаленных, где он отбыл свой срок за торговлю наркотическими средствами. Наверное, в тех местах Комаров и нахватался политграмоты.

Еще одна «восходящая звезда» оленинской оппозиции – москвич, живущий сейчас на даче в деревне Дубровка, а до недавних пор входивший в московский городской, а затем и в федеральный политсовет партии «ПАРНАС». Той самой партии, которую создавали Борис Немцов, Михаил Касьянов и Илья Яшин, и которая открыто занимает антигосударственную позицию. Этот дачник очень гордится личным знакомством с покойной Валерией Новодворской, не скрывавшей своей ненависти к России и русскому народу. Свои ультралиберальные взгляды, которые вполне устроили бы и Новодворскую, гость Оленинского района активно пропагандирует в Фейсбуке, с особым упором на воинствующий атеизм и особенно — на антикоммунизм.

Это выглядит очень забавно. И вот почему. Не так давно группа обиженных коммерсантов и местных политиков позапрошлого десятилетия договорилась о сотрудничестве с обкомом КПРФ. В ближайшее время ожидается районная конференция, где, с очень большой вероятностью, из руководящих органов будут удалены все идейные коммунисты, которых заменят «герои майского майдана». То, что эти «герои» — открытые сторонники приватизации МУПов и массовой «оптимизации» социальной сферы, совсем не смущает региональных коммунистических руководителей. Наверное, они получили интересные предложения, от которых не могли отказаться. Естественно, майданщики сделали для этого все возможное и невозможное. У таких представителей бизнес-тусовки, как, к примеру, Владимир Бородов или Анна Чернова или, тем более, человек по прозвищу «Боца», нет ни единого шанса набрать на выборах хоть какие-то голоса в личном качестве. А вот список КПРФ получит голоса в любом случае, и с любыми фамилиями. И этот список пройдет в Собрание, независимо от репутации людей, из которых он состоит. По спискам голосуют вообще не за кандидатов, а за партийный флаг. А значит, на процесс смены главы они, получив несколько депутатских мандатов, вполне смогут повлиять. Борьба через два года ожидается острая, с непредсказуемым результатом. Далеко не факт, что Дубов сможет сам предложить кандидатуру своего преемника. Кто-то из претендентов на роль нового главы, вполне возможно, захочет получить поддержку коммерсантов с майдана, приняв их условия. На этом и строится весь расчет.

И вот в такой группе, готовой прибрать к рукам местное отделение КПРФ, активно и публично проявляет себя человек из «ПАРНАСА», резко критиковавший местную оленинскую власть в Фейсбуке за ремонт памятника Ленину, за большую и полностью просоветскую публикацию в местной газете к 100-летию Октября, за сохранение советских названий улиц.

Он оскорбляет Ленина гораздо чаще, чем Олег Дубов участвует в возложении цветов к памятнику советскому вождю по «красным» датам. Конечно, «ПАРНАС» на оленинских выборах не зарегистрирует никто и никогда. Поэтому ждем дачника из Дубровки в списках КПРФ и окончательно убеждаемся в полной беспринципности тверского Обкома.

ПОРА ОЧНУТЬСЯ

Если забыть про политический развал района, то минувший год для оленинцев был вполне успешным. Район результативно участвовал в областных программах. Резко изменилось в лучшую сторону состояние дорог, ремонт которых продолжится и в текущем году. Не допустив передачу денег за капремонт в «общий котел», Олег Дубов активно занимается ремонтом жилья – не в пример подавляющему большинству своих соседей. За 10 лет в четыре раза сократилась безработица – во многом, за счет развития сферы услуг. Ни про приватизацию МУПов, ни про «оптимизацию» школ оленинцы даже не слышали за все время, что Дубов управляет районом. А ведь именно эти две проблемы – самые острые для большинства территорий. И еще Оленинский район – единственный в Тверской области, где сохранилась муниципальная программа поддержки малоимущих жителей. Ее больше нет нигде.

Оппозиция много говорит про сельское хозяйство, сравнивая его показатели с советскими временами. Правда, они забывают сказать, что сегодняшнее состояние сельского хозяйства не идет в сравнение с советским периодом ни в одном районе. И не только в Тверской области. Оленинский аграрный сектор пострадал от «реформ» не больше и не меньше, чем в других районах. И точно так же, как 20, 30, 40 лет назад, по основным показателям сельского хозяйства район находится во втором десятке из 36 районов области, и в конце первой пятерки из 15 районов юго-запада.

Что содержательного предлагают майданщики в своих фейковых текстах, кроме надуманных «свободы» и «демократии» в стиле 90-х годов?

Во-первых, избавиться от «лишних» расходов на сельские школы и дома культуры (этот тезис они повторяют вполне регулярно). Проще говоря, их закрыть.

Во-вторых, избавиться не просто от МУПов, но и от бюджетного финансирования ЖКХ, прежде всего – отопления. На деле это будет означать перенос на плечи жителей тех 16 млн рублей, которыми сейчас местный бюджет компенсирует освобождение оленинцев от оплаты ОДН за тепло. В Оленинском районе имеют центральное отопление около тысячи семей. То есть, с каждой из них оппозиция предлагает брать коммунальных платежей больше, чем сегодня, в среднем, на 16 тысяч рублей в год. И обязательно возьмут – не только эти деньги, а еще больше, после того, как пристроят ЖКХ в «нужные» руки. Желающие есть давно, и они никуда не делись.

В-третьих, майданщики очень активно работают на финансовое банкротство района. Местный бюджет, как и в других районах, из года в год становится все хуже. Один из способов смягчить эту ситуацию – энергосбережение. Недавно эта работа активно началась, и тут же встретила ожесточенное сопротивление. Минувшей зимой в Оленино произошел уникальный и не знающий аналогов случай, когда активисты оппозиции обратились к губернатору и в прокуратуру с просьбой не допустить участие поселка в Программе поддержки местных инициатив с энергосберегающим проектом. В их интернет-группе раз за разом размещаются призывы к прекращению финансовой помощи району из областного бюджета. И эта «работа» уже не только против главы, а против района в целом, которую, ради собственного прихода к власти, оппозиция готова разрушить до основания.

Многое из того, что делается в районе в интересах людей, делается только по инициативе местной власти. И в один день все может закончиться. Социально-направленная политика последних лет может однажды смениться «шоковой терапией» и «рыночными реформами» в духе 90-х годов. Или хуже, чем в 90-х. Без сельских школ, ремонта жилья, социальной поддержки – но с частными хозяевами в ЖКХ и с заменой сегодняшней административно-партийной системы управления на коммерческую и коррупционную. Обещанная «демократия в районе» в один момент может обернуться властью кошелька, туго набитого за счет перепродажи домов московским дачникам, и его дальнейшим наполнением за счет распродажи района. Именно ради этого оленинская оппозиция сегодня готова пойти на все.

Пора очнуться и начать думать.

А то поздно будет.

(«Другая Тверь», 11.05.2018)