Земля холмецкая, православная…

Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери

Я думаю, что обращение к собственной истории является одним из способов выживания в эпоху утраты нравственных ценностей, пробуждает у человека любовь к родному краю.

Человек, как дерево, корнями уходит в прошлое. Знания, опыт, традиции прошлых поколений – это наши корни, которые дают нам жизненные силы, воспитывают нас.

С этой целью я решила провести исследование о прошлом своего села Холмец, церкви и исторических личностях и событиях, связанных с этим.

Наше село расположено на красивом холме, со всех сторон оно окружено лесом. Здесь протекают маленькие ручьи и речушки, которые впадают в реку Тудовка. В двух километрах от села на берегу этой реки находился древний город Сазон. У городища сохранились древние курганы – усыпальницы кривичей. Город Сазон и захоронение разделял ручей Серебрянка. Наши предки хоронили своих сородичей именно за рекой. Они считали, что бегущая вода не позволяет мертвым душам беспокоить живых. В книге А.В. Плетнева «Об останках старины в Тверской губернии» (1903 г.) упоминается «В древности здесь находился город Сазон. На другом берегу реки была большая красивая церковь. Жители отправились в церковь помолиться Богу. В это время к церкви подошел отряд литовцев и устроил там настоящее побоище. Кровь несчастных жителей вытекала из церкви в речку. Оставшиеся в живых обратили взоры к небу и взмолились Богу. И церковь со всеми людьми – и русскими, и литовцами ушла в землю. Восстанавливать город было некому, от него осталось лишь городище».

«Село Холмец, от Твери 190 верст, от Ржева 70 верст». Из архивных материалов известно, что с 1696 года здесь шли службы в церкви, стоящей на реке Серебрянке. Сохранились имена священника и дьячка – Василий Петров и Ефрем Кириллов. В 1730 году часть церкви выгорела, в том числе и престол. Священнослужитель Ананий Васильев писал прошение о восстановлении и освящении церкви. Вскоре каменный храм был восстановлен и освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Служба в церкви продолжается.

В 1890 г. после перестройки церкви купцом Григорием Ивановичем Коноваловым, она была переосвящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника.

В школьном краеведческом музее сохранились воспоминания жительниц с. Холмец Анны Алексеевны Веселовой и Евдокии Ивановны Ивановой: «Строилась церковь около десяти лет. Холмецкие купцы пожертвовали 12 тысяч рублей (на старые деньги). Остальные давали сами, кто сколько мог. Строили ее своими силами: заготавливали лес, который вывозили на своих лошадях. Основная часть храма была кирпичная. Из всех церквей округи эта была лучшая. В то время здесь служили священники Алексий Вишняков и Алексий Зверев».

Со слов жительницы села Холмец Анны Сергеевны Кольцовой учащиеся нашей школы выполнили рисунок с изображением храма.

В музее также есть сведения из материалов изданий И. Добровольского «Тверской епархиальный статистический сборник» Тверь, 1901., Справочная книга по тверской епархии. – Тверь, 1914. В изданиях имеются следующие записи «Церковь Знаменская, построена в 1890 году, каменная, престола три: в холодной – Знамения Пресвятой Богородицы, в теплой – правый Святителя Николая, левый Преподобного Симеона Столпника».

Во время Великой Отечественной войны наше село было оккупировано (октябрь 1941 – март 1943) фашистами. В 1942 году окрестности села – район ожесточенных боев. На холме, в церкви немцы заняли оборону, разместив пулеметы на колокольне и первом этаже. Позже церковь была взорвана фашистами при отступлении. Село полностью было разрушено и сожжено.

И вот долгожданная победа. Но не все мужчины вернулись с фронта. Более трехсот наших односельчан погибли на фронтах войны. Наступило тяжелое послевоенное время. Но людей ничего не сломило. Стали восстанавливаться колхозы, строили заново дома. Были возведены клуб, магазин, столовая, библиотека, больница. В 1959 году было построено новое здание большой светлой школы, в которой в то время обучалось более 230 учеников. Но вопрос о строительстве новой церкви в то время не стоял, так как вера в Бога была под запретом. Хотя верить люди продолжали, поэтому тихонько молились дома, благодарили Бога и просили его о помощи.

И вот в нашей стране наступило время, когда стали восстанавливать разрушенные в годы Советской власти церкви и возводить новые. Холмяне просили помочь им в строительстве храма или хотя бы часовни. Люди очень хотели, чтобы в Холмец, одно из старейших и самых больших сел района, вернулась церковная жизнь.

В 2000-е годы, усилиями главы района Олега Дубова, в Холмеце открыли молельный дом, под который было передано одно из зданий старой школы.

Тогда же зародилась идея строительства в селе часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако долгое время благую задумку не удавалось воплотить в жизнь: все дело упиралось в отсутствие денежных средств. Пожертвований местных жителей было недостаточно. Глава сельского поселения С.Н. Крылов, который является одним из инициаторов строительства часовни, обратился за дополнительной помощью к главе района О.И. Дубову. Олег Игоревич с пониманием отнесся к просьбе сельчан. Так, совместными усилиями была построена часовня. И вот 5 декабря 2012 года благочинный Оленинского округа протоиерей Владимир Евстигнеев и настоятель церкви в честь святого равноапостольного Николая Японского в п. Мирный протоиерей Артемий Рублев совершили чин освящения часовни в честь Казанской иконы Божией Матери на месте взорванного храма.

Теперь сельским жителям есть где помолиться, поставить свечу за здравие живых и упокой умерших родственников.

Изучая материалы школьного музея я узнала о многих известных жителях нашего села, которые прославили Холмец своими трудовыми, героическими и христианскими подвигами во имя Бога и верующих православных.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Спасский ро­дил­ся 3 сен­тяб­ря 1873 го­да в се­ле Ва­си­льев­ском (ныне Молодой Туд), Ржев­ско­го уез­да, Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Спас­ско­го. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Иван по­лу­чил в Осташ­ков­ском ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1898 го­ду он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем в Трестен­ское и Клю­чев­ское на­род­ные учи­ли­ща.

В 1900 го­ду он же­нил­ся на Ли­дии Вла­ди­ми­ровне Ис­по­ла­тов­ской, учи­тель­ни­це Ле­у­шин­ской зем­ской шко­лы в Ста­риц­ком уез­де; в том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. С 1915 по 1925 годы отец Иоанн слу­жил в Спас­ской церк­ви се­ла Спас­ско­го Зуб­цов­ско­го уез­да. Затем был пе­ре­ве­ден в храм род­но­го се­ла Ва­си­льев­ско­го и на­зна­чен бла­го­чин­ным. В 1930 го­ду отец Иоанн был на­прав­лен слу­жить в Зна­мен­скую цер­ковь се­ла Хол­мец Оле­нин­ско­го рай­о­на.

В 1932 го­ду мест­ные вла­сти рас­по­ря­ди­лись на­чать стро­и­тель­ство клу­ба на ме­сте сель­ско­го клад­би­ща, непо­да­ле­ку от хра­ма. Ве­ру­ю­щие бы­ли воз­му­ще­ны этим ре­ше­ни­ем, и отец Иоанн по­со­ве­то­вал им по­хло­по­тать пе­ред на­чаль­ством, чтобы не устра­и­ва­ли на ко­стях пред­ков ме­ста для уве­се­ле­ния по­том­ков.

В 1934 го­ду в храм к от­цу Иоан­ну яви­лись пред­ста­ви­те­ли со­вет­ской вла­сти и за­яви­ли, что ими при­ня­то ре­ше­ние о лик­ви­да­ции цер­ков­ных ко­ло­ко­лов. Свя­щен­ник по­про­сил оста­вить для церк­ви хо­тя бы са­мый ма­лень­кий, но его да­же не за­хо­те­ли слу­шать, и в тот же день ко­ло­ко­ла бы­ли сбро­ше­ны и раз­би­ты. На при­хо­жан это про­из­ве­ло столь удру­ча­ю­щее впе­чат­ле­ние, что один из мест­ных жи­те­лей, пред­по­ло­жив, что все это де­ла­ет­ся с со­гла­сия свя­щен­ни­ка, на­бро­сил­ся на него и ед­ва не из­бил. От­цу Иоан­ну сто­и­ло боль­шо­го тру­да объ­яс­нить, что все слу­чив­ше­е­ся и для него бы­ло неожи­дан­но­стью.

Од­на при­хо­жан­ка, при­сут­ству­ю­щая при уни­что­же­нии ко­ло­ко­лов, ви­дя та­кое нече­стие, горь­ко за­пла­ка­ла. Отец Иоанн, уте­шая ее, ска­зал: «Не плачь­те, вспом­ни­те, бы­ло уже вре­мя, ко­гда сни­ма­ли ко­ло­ко­ла и опять их по­ве­си­ли, и сей­час сни­мут и в неда­ле­ком бу­ду­щем вновь по­ве­сят».

Такой была церковь, построенная в 1890 году (детский рисунок)

В 1935 го­ду вла­сти ре­ши­ли аре­сто­вать свя­щен­ни­ка, чтобы за­крыть храм и пре­кра­тить на­все­гда, как они ду­ма­ли, бо­го­слу­же­ние; без­бож­ни­ки-лже­сви­де­те­ли за­яви­ли, что на Пас­ху свя­щен­ник ска­зал контр­ре­во­лю­ци­он­ную про­по­ведь, а во вре­мя ран­не­го се­ва по­сле Пас­хи, хо­дя по до­мам при­хо­жан с мо­леб­на­ми, свя­щен­ник буд­то бы за­явил: «Боль­ше­ви­ки го­во­рят, что нет Бо­га, за­став­ля­ют на Пас­ху вас, кол­хоз­ни­ков, се­ять, а в дей­стви­тель­но­сти Бог есть, и вот Он свое до­ка­зал: смот­ри­те, сто­ят за­мо­роз­ки, вы­пал снег – это зна­чит, уро­жая не бу­дет, что по­се­я­ли, то про­па­дет». Сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что в 1932 го­ду, ко­гда Хол­мец­кий сель­со­вет на­ме­тил по­стро­ить клуб и для это­го от­вел ме­сто в двух­стах мет­рах от хра­ма, свя­щен­ник стал при­зы­вать ве­ру­ю­щих, чтобы они по­да­ва­ли за­яв­ле­ния в сель­со­вет и на об­щих со­бра­ни­ях хло­по­та­ли о пре­кра­ще­нии стро­и­тель­ства клу­ба на от­ве­ден­ном участ­ке; он сам пи­сал за­яв­ле­ния для цер­ков­но­го со­ве­та и при этом го­во­рил: «Ве­ру­ю­щие, не раз­ре­шай­те на этом ме­сте про­из­во­дить по­строй­ку клу­ба, вбли­зи хра­ма Хри­сто­ва, он нам бу­дет во вред… убеж­дай­те сво­их де­тей, чтобы они то­же бы­ли про­тив это­го…».

Отец Иоанн был аре­сто­ван 18 мая 1935 го­да. По до­ро­ге в тюрь­му в го­род Зуб­цов он был ограб­лен кон­во­и­ра­ми: под пред­ло­гом, что в тюрь­ме у него все рав­но все от­бе­рут, те от­ня­ли у него на­перс­ный крест и день­ги.

На до­про­сах свя­щен­ник от­верг все об­ви­не­ния и за­явил, что его арест яв­ля­ет­ся фак­том го­не­ния на ду­хо­вен­ство, ко­то­рое вла­сти счи­та­ют ни во что, по­дон­ка­ми об­ще­ства, а он с этим не со­гла­сен.

Затем бы­ли про­ве­де­ны оч­ные став­ки со свидетелями. 26 июля 1935 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но.

13 ок­тяб­ря 1935 го­да со­сто­я­лось за­се­да­ние Спец­кол­ле­гии об­ласт­но­го су­да. От­ве­чая на во­про­сы су­дей, свя­щен­ник ска­зал: «О ве­сен­нем се­ве я ни­че­го не го­во­рил. Сви­де­те­ли по­ка­зы­ва­ют ложь. О сня­тии ко­ло­ко­лов с церк­ви я го­во­рил, что да­вай­те об­су­дим этот во­прос и про­сил пред­ста­ви­те­ля по сня­тию ко­ло­ко­лов, чтобы оста­ви­ли один ко­ло­кол, но он в мо­ей прось­бе от­ка­зал».

Один из чле­нов су­да спро­сил от­ца Иоан­на, прав­да ли, что его огра­би­ли по до­ро­ге в тюрь­му кон­во­и­ры; на это свя­щен­ник от­ве­тил, что кон­во­и­ры дей­стви­тель­но ото­бра­ли у него крест и день­ги, ска­зав: «От­дай день­ги, все рав­но у те­бя в тюрь­ме от­бе­рут».

В тот же день суд за­чи­тал при­го­вор: от­ца Иоан­на при­го­во­ри­ли к се­ми го­дам за­клю­че­ния. 21 де­каб­ря 1935 го­да он был на­прав­лен в Свир­ские ла­ге­ря, рас­по­ло­жен­ные вбли­зи стан­ции Ло­дей­ное По­ле Ле­нин­град­ской об­ла­сти. Здесь свя­щен­ник про­был чуть бо­лее го­да и был пе­ре­ве­ден в Спас­ское от­де­ле­ние Ка­ра­ган­дин­ско­го ла­ге­ря, ку­да при­был 20 фев­ра­ля 1937 го­да. В ла­ге­ре он тя­же­ло за­бо­лел и по­лу­чил ин­ва­лид­ность, но это не осво­бо­ди­ло его от ра­бо­ты. 5 мая 1941 го­да отец Иоанн был по­ме­щен в боль­ни­цу. Свя­щен­ник Иоанн Спас­ский скон­чал­ся в ла­гер­ном госпитале 10 мая 1941 го­да и был по­гре­бен на клад­би­ще Спас­ско­го от­де­ле­ния Кар­ла­га.

Лишь 30 октября 1992 года отец Иоанн был реабилитирован прокуратурой Тверской области. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Жители села не забывали своего священника, и память о нем передавалась из поколения в поколение. Для увековечивания памяти о нем было решено возле церкви, рядом с часовенкой, поставить памятный крест. И 18 августа 2016 года у подножия бывшей церкви справа от часовни был открыт и освящен Поклонный крест Священномученику Иоанну Спасскому.

***

Изучив историю православной церкви в селе Холмец, Знаменской церкви, судьбы людей, связанных с ней, я прониклась любовью, уважением и чувством сострадания к ней. Нужно знать собственную историю, помнить все доброе, светлое, что существовало, когда-то совсем рядом с нами. Именно знание исторических событий, связанных с нашей малой родиной, пробуждает в нас любовь к своему родному краю.

К. ХАЛИМОВА, ученица 6 класса
Холмецкой основной школы (руководитель Т.Н. Раевская)