Я думаю, что обращение к собственной истории является одним из способов выживания в эпоху утраты нравственных ценностей, пробуждает у человека любовь к родному краю.
Человек, как дерево, корнями уходит в прошлое. Знания, опыт, традиции прошлых поколений – это наши корни, которые дают нам жизненные силы, воспитывают нас.
С этой целью я решила провести исследование о прошлом своего села Холмец, церкви и исторических личностях и событиях, связанных с этим.
Наше село расположено на красивом холме, со всех сторон оно окружено лесом. Здесь протекают маленькие ручьи и речушки, которые впадают в реку Тудовка. В двух километрах от села на берегу этой реки находился древний город Сазон. У городища сохранились древние курганы – усыпальницы кривичей. Город Сазон и захоронение разделял ручей Серебрянка. Наши предки хоронили своих сородичей именно за рекой. Они считали, что бегущая вода не позволяет мертвым душам беспокоить живых. В книге А.В. Плетнева «Об останках старины в Тверской губернии» (1903 г.) упоминается «В древности здесь находился город Сазон. На другом берегу реки была большая красивая церковь. Жители отправились в церковь помолиться Богу. В это время к церкви подошел отряд литовцев и устроил там настоящее побоище. Кровь несчастных жителей вытекала из церкви в речку. Оставшиеся в живых обратили взоры к небу и взмолились Богу. И церковь со всеми людьми – и русскими, и литовцами ушла в землю. Восстанавливать город было некому, от него осталось лишь городище».
«Село Холмец, от Твери 190 верст, от Ржева 70 верст». Из архивных материалов известно, что с 1696 года здесь шли службы в церкви, стоящей на реке Серебрянке. Сохранились имена священника и дьячка – Василий Петров и Ефрем Кириллов. В 1730 году часть церкви выгорела, в том числе и престол. Священнослужитель Ананий Васильев писал прошение о восстановлении и освящении церкви. Вскоре каменный храм был восстановлен и освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Служба в церкви продолжается.
В 1890 г. после перестройки церкви купцом Григорием Ивановичем Коноваловым, она была переосвящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника.
В школьном краеведческом музее сохранились воспоминания жительниц с. Холмец Анны Алексеевны Веселовой и Евдокии Ивановны Ивановой: «Строилась церковь около десяти лет. Холмецкие купцы пожертвовали 12 тысяч рублей (на старые деньги). Остальные давали сами, кто сколько мог. Строили ее своими силами: заготавливали лес, который вывозили на своих лошадях. Основная часть храма была кирпичная. Из всех церквей округи эта была лучшая. В то время здесь служили священники Алексий Вишняков и Алексий Зверев».
Со слов жительницы села Холмец Анны Сергеевны Кольцовой учащиеся нашей школы выполнили рисунок с изображением храма.
В музее также есть сведения из материалов изданий И. Добровольского «Тверской епархиальный статистический сборник» Тверь, 1901., Справочная книга по тверской епархии. – Тверь, 1914. В изданиях имеются следующие записи «Церковь Знаменская, построена в 1890 году, каменная, престола три: в холодной – Знамения Пресвятой Богородицы, в теплой – правый Святителя Николая, левый Преподобного Симеона Столпника».
Во время Великой Отечественной войны наше село было оккупировано (октябрь 1941 – март 1943) фашистами. В 1942 году окрестности села – район ожесточенных боев. На холме, в церкви немцы заняли оборону, разместив пулеметы на колокольне и первом этаже. Позже церковь была взорвана фашистами при отступлении. Село полностью было разрушено и сожжено.
И вот долгожданная победа. Но не все мужчины вернулись с фронта. Более трехсот наших односельчан погибли на фронтах войны. Наступило тяжелое послевоенное время. Но людей ничего не сломило. Стали восстанавливаться колхозы, строили заново дома. Были возведены клуб, магазин, столовая, библиотека, больница. В 1959 году было построено новое здание большой светлой школы, в которой в то время обучалось более 230 учеников. Но вопрос о строительстве новой церкви в то время не стоял, так как вера в Бога была под запретом. Хотя верить люди продолжали, поэтому тихонько молились дома, благодарили Бога и просили его о помощи.
И вот в нашей стране наступило время, когда стали восстанавливать разрушенные в годы Советской власти церкви и возводить новые. Холмяне просили помочь им в строительстве храма или хотя бы часовни. Люди очень хотели, чтобы в Холмец, одно из старейших и самых больших сел района, вернулась церковная жизнь.
В 2000-е годы, усилиями главы района Олега Дубова, в Холмеце открыли молельный дом, под который было передано одно из зданий старой школы.
Тогда же зародилась идея строительства в селе часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако долгое время благую задумку не удавалось воплотить в жизнь: все дело упиралось в отсутствие денежных средств. Пожертвований местных жителей было недостаточно. Глава сельского поселения С.Н. Крылов, который является одним из инициаторов строительства часовни, обратился за дополнительной помощью к главе района О.И. Дубову. Олег Игоревич с пониманием отнесся к просьбе сельчан. Так, совместными усилиями была построена часовня. И вот 5 декабря 2012 года благочинный Оленинского округа протоиерей Владимир Евстигнеев и настоятель церкви в честь святого равноапостольного Николая Японского в п. Мирный протоиерей Артемий Рублев совершили чин освящения часовни в честь Казанской иконы Божией Матери на месте взорванного храма.
Теперь сельским жителям есть где помолиться, поставить свечу за здравие живых и упокой умерших родственников.
Изучая материалы школьного музея я узнала о многих известных жителях нашего села, которые прославили Холмец своими трудовыми, героическими и христианскими подвигами во имя Бога и верующих православных.
Священномученик Иоанн Спасский родился 3 сентября 1873 года в селе Васильевском (ныне Молодой Туд), Ржевского уезда, Тверской губернии в семье псаломщика Николая Спасского. Первоначальное образование Иван получил в Осташковском духовном училище. В 1898 году он окончил Тверскую Духовную семинарию и был назначен учителем в Трестенское и Ключевское народные училища.
В 1900 году он женился на Лидии Владимировне Исполатовской, учительнице Леушинской земской школы в Старицком уезде; в том же году он был рукоположен во священника. С 1915 по 1925 годы отец Иоанн служил в Спасской церкви села Спасского Зубцовского уезда. Затем был переведен в храм родного села Васильевского и назначен благочинным. В 1930 году отец Иоанн был направлен служить в Знаменскую церковь села Холмец Оленинского района.
В 1932 году местные власти распорядились начать строительство клуба на месте сельского кладбища, неподалеку от храма. Верующие были возмущены этим решением, и отец Иоанн посоветовал им похлопотать перед начальством, чтобы не устраивали на костях предков места для увеселения потомков.
В 1934 году в храм к отцу Иоанну явились представители советской власти и заявили, что ими принято решение о ликвидации церковных колоколов. Священник попросил оставить для церкви хотя бы самый маленький, но его даже не захотели слушать, и в тот же день колокола были сброшены и разбиты. На прихожан это произвело столь удручающее впечатление, что один из местных жителей, предположив, что все это делается с согласия священника, набросился на него и едва не избил. Отцу Иоанну стоило большого труда объяснить, что все случившееся и для него было неожиданностью.
Одна прихожанка, присутствующая при уничтожении колоколов, видя такое нечестие, горько заплакала. Отец Иоанн, утешая ее, сказал: «Не плачьте, вспомните, было уже время, когда снимали колокола и опять их повесили, и сейчас снимут и в недалеком будущем вновь повесят».
В 1935 году власти решили арестовать священника, чтобы закрыть храм и прекратить навсегда, как они думали, богослужение; безбожники-лжесвидетели заявили, что на Пасху священник сказал контрреволюционную проповедь, а во время раннего сева после Пасхи, ходя по домам прихожан с молебнами, священник будто бы заявил: «Большевики говорят, что нет Бога, заставляют на Пасху вас, колхозников, сеять, а в действительности Бог есть, и вот Он свое доказал: смотрите, стоят заморозки, выпал снег – это значит, урожая не будет, что посеяли, то пропадет». Свидетели показали, что в 1932 году, когда Холмецкий сельсовет наметил построить клуб и для этого отвел место в двухстах метрах от храма, священник стал призывать верующих, чтобы они подавали заявления в сельсовет и на общих собраниях хлопотали о прекращении строительства клуба на отведенном участке; он сам писал заявления для церковного совета и при этом говорил: «Верующие, не разрешайте на этом месте производить постройку клуба, вблизи храма Христова, он нам будет во вред… убеждайте своих детей, чтобы они тоже были против этого…».
Отец Иоанн был арестован 18 мая 1935 года. По дороге в тюрьму в город Зубцов он был ограблен конвоирами: под предлогом, что в тюрьме у него все равно все отберут, те отняли у него наперсный крест и деньги.
На допросах священник отверг все обвинения и заявил, что его арест является фактом гонения на духовенство, которое власти считают ни во что, подонками общества, а он с этим не согласен.
Затем были проведены очные ставки со свидетелями. 26 июля 1935 года следствие было закончено.
13 октября 1935 года состоялось заседание Спецколлегии областного суда. Отвечая на вопросы судей, священник сказал: «О весеннем севе я ничего не говорил. Свидетели показывают ложь. О снятии колоколов с церкви я говорил, что давайте обсудим этот вопрос и просил представителя по снятию колоколов, чтобы оставили один колокол, но он в моей просьбе отказал».
Один из членов суда спросил отца Иоанна, правда ли, что его ограбили по дороге в тюрьму конвоиры; на это священник ответил, что конвоиры действительно отобрали у него крест и деньги, сказав: «Отдай деньги, все равно у тебя в тюрьме отберут».
В тот же день суд зачитал приговор: отца Иоанна приговорили к семи годам заключения. 21 декабря 1935 года он был направлен в Свирские лагеря, расположенные вблизи станции Лодейное Поле Ленинградской области. Здесь священник пробыл чуть более года и был переведен в Спасское отделение Карагандинского лагеря, куда прибыл 20 февраля 1937 года. В лагере он тяжело заболел и получил инвалидность, но это не освободило его от работы. 5 мая 1941 года отец Иоанн был помещен в больницу. Священник Иоанн Спасский скончался в лагерном госпитале 10 мая 1941 года и был погребен на кладбище Спасского отделения Карлага.
Лишь 30 октября 1992 года отец Иоанн был реабилитирован прокуратурой Тверской области. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Жители села не забывали своего священника, и память о нем передавалась из поколения в поколение. Для увековечивания памяти о нем было решено возле церкви, рядом с часовенкой, поставить памятный крест. И 18 августа 2016 года у подножия бывшей церкви справа от часовни был открыт и освящен Поклонный крест Священномученику Иоанну Спасскому.
***
Изучив историю православной церкви в селе Холмец, Знаменской церкви, судьбы людей, связанных с ней, я прониклась любовью, уважением и чувством сострадания к ней. Нужно знать собственную историю, помнить все доброе, светлое, что существовало, когда-то совсем рядом с нами. Именно знание исторических событий, связанных с нашей малой родиной, пробуждает в нас любовь к своему родному краю.
К. ХАЛИМОВА, ученица 6 класса
Холмецкой основной школы (руководитель Т.Н. Раевская)