Выступление О.И. Дубова в Законодательном Собрании

8 апреля в Законодательном Собрании Тверской области прошел «круглый стол», посвященный состоянию межбюджетных отношений и формированию местных бюджетов. В заседании принимали участие председатель Законодательного Собрания С.А. Голубев, депутаты, руководство Минфина Тверской области, Контрольно-счетной палаты, Управления федеральной налоговой службы, представители городов и районов.

Публикуем (в сокращении) выступление главы Оленинского района О.И. Дубова в Законодательном Собрании.


– С советских времен и по 2012 год включительно, при формировании бюджетов муниципальных районов, определении их дотаций на сбалансированность, учитывалась объективная потребность в текущих расходах каждой территории – по заработной плате, коммунальным услугам, содержанию фактической сети социальной сферы. С принятием методики 2013 года (которая с незначительными изменениями действует сейчас) единственным принципом является подушевой. Полностью игнорируется сеть учреждений, плотность населения (резко отличающаяся в разных районах), объективные различия в затратах на коммунальные услуги, связанные с наличием или отсутствием природного газа. Многие из нас присутствовали в этом зале пять лет назад, при обсуждении Методики, и помнят прозвучавшие слова о том, что ее основная цель – даже не экономия средств, а принуждение к «реформам», главной из которых, по замыслу авторов, была тотальная «оптимизация» социальной сферы на селе. В этих же целях была создана «программа финансового оздоровления», ставшая настоящей бедой для очень многих, вступивших в нее, районов и их жителей.

Уже два года прошло, как региональная власть отказалась от разрушительного процесса «оптимизации», что является огромной заслугой губернатора. Еще важнее, что региональная власть в интересах всего населения отказалась от передачи муниципальных объектов ЖКХ частным структурам. Это подразумевает, в том числе, поддержку МУПов из местных бюджетов. Но сегодня мы видим на фоне разумных и правильных политических решений, устаревшую Методику, формирующую местные бюджеты так, чтобы на местах просто не было денег ни на социальную сферу, ни на муниципальные предприятия. Нередко вопрос стоит даже не о развитии, а об элементарном выживании территорий.

Приведу для примера несколько цифр по Оленинскому району, которые отражают общую тенденцию по всей Тверской области.

Объем консолидированного бюджета района (без учета целевых средств) составлял в 2012 году – 262,2 млн руб., в 2016 – 215,6 млн, в 2017 – 210,4 млн руб., в 2018 – 202,8 млн руб. За шесть лет бюджет района в абсолютных цифрах сократился на четверть, а с учетом инфляции и роста финансовой нагрузки по текущим, социально-значимым расходам – более чем в два раза! При этом, собственные доходы района за тот же период выросли на 19,5 млн руб., а объем финансовой помощи из областного бюджета сократился на 39,7 млн руб.

Точно такая же динамика в последние годы сложилась во всех муниципальных районах Тверской области. Где-то цифры могут быть на 10 или 20% выше или ниже, чем названные мной – но везде они с каждым годом хуже, а не лучше. Этот процесс идет системно и последовательно.

Не пора ли задуматься – нормально ли это? Не подошел ли уже к своей критической черте тот социальный ущерб, который наносится территориям в результате бюджетного эксперимента, начатого пять лет назад?

Действующая Методика, по моему мнению, нуждается в полной переработке. Считаю необходимым внести несколько конкретных предложений по ее изменению.

Первое. Предлагаю законодательно закрепить сохранение за каждым районом бюджетной обеспеченности к предыдущему периоду не на душу населения (как сейчас), а по отношению к общему объему расходов местного бюджета. Мы все понимаем, как выглядит демография в сельских районах. Так же понятно, что убыль населения не влияет на реальную потребность в расходах. Разница от этой казуистики для каждого района составляет несколько миллионов рублей в год. Кроме того, часть дотаций на сбалансированность для пяти муниципальных образований выделяется на дополнительных условиях – достаточно объемных, меняющихся среди года, требующих большого документооборота с двумя министерствами. Это приводит, к значительной задержке перечисления средств и росту кредиторской задолженности местных бюджетов. В прошлом году финансирование второй части дотации началось только с середины сентября. Особо отмечу, что это не какие-то дополнительные деньги, а часть той дотации, которую районы получали всегда как текущую финансовую помощь.

Мы подготовили проект законодательной инициативы по соответствующим изменениям в статью 12.1 Закона «О межбюджетных отношения в Тверской области». Если у депутатов есть понимание этой проблемы, Оленинский район готов внести законодательную инициативу в течение двух недель.

Второе. Необходимо изменить формулу определения индекса бюджетных расходов по каждой территории. Сегодня он устанавливается формально, без учета объективной потребности в текущих, социально-значимых расходах. Предлагаю, по факту 2017 года, провести анализ фактических текущих расходов по каждой территории, и на этой основе установить объективный индекс бюджетных расходов по всем районам.

Третье. Предлагаю проанализировать социальные последствия «программы финансового оздоровления», которая стала главным механизмом сворачивания социальной сферы на селе и уничтожения любых проявлений социально-ориентированной политики на местах. Многие проявления социальной напряженности в районах – прямой результат реализации «мер финансового оздоровления», как их видит региональный Минфин.

Четвертое. Тяжелым ударом по сбалансированности местных бюджетов стало резкое повышение размера МРОТ. При этом, процент людей, зарплата которых привязана к МРОТ, в районах значительно выше, чем в городах. Первое повышение МРОТ было частично компенсировано – хотя сами деньги, которые мы выплачиваем с 1 января, к нам до сих пор не пришли, есть только утвержденные изменения в бюджет. 1 мая вступил в силу следующий, еще более масштабный законопроект – повышение МРОТ. Например, по Оленинскому району оно затронет около половины работающего населения (а в МУПах – 95% работающих). Вопрос об оказании помощи местным бюджетам на майское повышение МРОТ не просто не решен, он даже не обсуждался. В этой ситуации возникают реальные риски задержек выплаты заработной платы, не говоря уже о других видах расходов. Проблема нуждается в срочном решении.

Принятая пять лет назад Методика межбюджетных отношений не соответствует новым, позитивным подходам к развитию региона, которые воплощаются в жизнь последние два года. Точно так же она не соответствует задачам по повышению качества жизни людей, изложенным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Именно поэтому, существующую Методику необходимо изменить в пользу всех районов Тверской области, а значит в пользу всех наших жителей.